Дом по адресу Зоологическая 13 в Москве передан Государственному музею-заповеднику В. Д. Поленова в Тульской области. После реставрации здесь оборудуют выставочный зал, театр и театральный музей. Ориентировочная дата открытия — 2024 год — год 180-летия со дня рождения Василий Поленова, который может стать всероссийским культурным событием.
По теме: Художник Василий Поленов: 7 фактов биографии
Пейзажист и мастер жанровой живописи петербуржец Василий Поленов (1844–1927) окончил с золотой медалью Академию художеств, параллельно отучился на математика и получил диплом юриста, защитив диссертацию по теме «О значении искусства в его применении к ремеслам». После европейской стажировки, в 32 года, принял звание академика. В 1877 году Поленов переехал в Москву. Автор лирических картин «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд» и эпохального полотна «Христос и грешница» c 1870-х годов он много работал как театральный художник.
Искусство «должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит», потому что «жизнь тяжела, там много пошлости и грязи», — говорил Василий Поленов. Самым мощным инструментом образования и эстетического воспитания он считал театральное искусство. И помощь, популярным тогда народным театрам, организовал Секцию содействия устройству деревенских, фабричных и школьных театров, потратив на ее деятельность огромное количество энергии и личных средств.
10 февраля 1915 года Поленов выкупил участок земли, 723,45 кв. метров у крестьянина Василия Миронова в районе Садовой-Кудринской, ради создания Дома театрального просвещения, которому вскоре присвоили имя академика В.Д.Поленова. Поленов лично разрабатывал проект здания, реализацией которого занимался архитектор Осип Шишковский. Художник уже имел соответствующий опыт: построил камерные церкви, дом, мастерскую и хозяйственные постройки в своей усадьбе «Борок».
Четырехэтажное здание, которое искусствоведы относят к московскому модерну, напоминает средневековый замок в миниатюре. Каждый его фасад не повторяет другой. Поленов, вдохновленный европейскими путешествия, использовал элементы французской и немецкой готики. Спокойное цветового решение (темная крыша и белые стены) и минимум декора выделяли новую постройку среди московского пейзажа того времени — с живописным прудом у зоопарка и кирпичными домиками фабричного района Пресни.
Автор относил свое творение к «бретонскому стилю XV века». «Я имею в виду не богатую готику соборов и замков, а деревенскую, например, башня такая часто встречается у зажиточных крестьян или на фермах. <...> Готический стиль в России — это стиль фабрикантов и фабрик, это самый демократический стиль». Дом вмещал «вестибюль, кассу, фойе, правление и склады костюмов; зрительный зал со сценой и уборные для артистов (на втором этаже); костюмерную мастерскую (3 этаж) и мастерскую для декораций (4 этаж)».
В советское время к дому возникла одноэтажная пристройка, на месте трех высоких готических окон появились шесть прямоугольных в два ряда. Был уничтожен балкон, кардинально изменена кровля, надстроен этаж угловой башни. Заложен арочный проем на первом этаже. Столь сильно перестроенный Дом Поленова с 2001 года принадлежал Государственному центру современного искусства (ГЦСИ), где размещались творческие студии, издательский отдел и выставочный зал площадью 280 кв. метров в мансардной части.
Реставрация и реконструкция дома потребует больших финансовых затрат. По мнению директора Государственного музея-заповедника В.Д.Поленова Натальи Поленовой речь идет о воссоздании в прежних перспективах подлинного Дома культуры, для которого нужны и государственные, и частные инвесторы.