Реконструкция ансамбля фермы Buffelsdrift — cовместный проект архитектурного бюро SAOTA и специалистов по глинобитным строениям из Jaco Booyens Architect. Работа удостоена золотой медали итальянской премии Domus Restoration and Conservation Award. Владелец комплекса — директор SAOTA Грег Труен.
По теме: SAOTA: идеальная вилла в окрестностях Кейптауна
Ферма Buffesldrift находится в Западно-Капской провинции ЮАР, в долине под горным хребтом Свартберг. Исторический комплекс включает главный дом, два амбара и винохранилище. Есть и современные постройки: сарай, коттедж на холме. Также в ходе реконструкции была добавлена новая насосная станция, строительство которой стало экспериментом: в ней использованы тех же материалы и технологии, что и в старых зданиях.
Прежде чем приступить к проекту, участники изучили фундаментальный труд Ганса Франсена «Старые постройки Западного Кейпа» и привлекли к сотрудничеству историка архитектуры Роджера С. Фишера. Ферму Buffesldrift основала семья Ван дер Вивер в 1768 году. Главный дом построен в 1852-м. Над дверью высечены дата и инициалы IWDV: Исак Вильгельм ван дер Вивер. В долине пасли скот, выращивали фрукты и виноград, но в конце XIX века всё забросили и принялись разводить страусов: в мире царил бум на страусовые перья. Крах моды, война и засуха привели к разорению, и некогда оживленная долина была заброшена. Сейчас основная культура этих мест — оливковые деревья.
Стены старых зданий фермы возведены из глины, наложенной слой за слоем. «Этот метод повсеместно использовали голландские поселенцы — трекбуры, а затем и фуртреккеры. — пишет Роджер С. Фишер. — В глинистую землю добавляли хорошую порция песка и гравия, а также соломы или навоза. Быки и волы утрамбовывали массу копытами. Она должна быть достаточно плотной, чтобы ложиться слоем до 30 см, не оседая. Состав готовили одновременно с закладкой фундамента и «заквашивали» около семи дней. Он считался готовым, когда сделанный из него шар, брошенный на землю, сохранял свою форму».
Глиняные стены покрывали известково-песчаной штукатуркой — в наши дни их заменили цементом. Одна из самых сложных задач реставрации заключалась в том, чтобы удалить цементный слой и вернуть традиционную фактуру. Тонкую известковую штукатурку фрагментарно применили и внутри. Там, где стены были повреждены термитами, пустоты заново заполнили глиняной массой.
Под рифленым железом кровли сохранились стропила и веревки, которыми крепились пучки соломы — изначального материала крыши. Его решили воссстановить «для эстетического и климатического комфорта». Для этого привлекли компанию JNA Thatching, которая, по словам Труэна, «исторически занимается соломой».
Внутри оригинальные балки и потолок из желтого дерева были в хорошем состоянии, их отреставрировали. Однако деревянные полы сгнили и были заменены доской из тополя, соответствующей оригиналу: древесину высушили в печи по старой технолоии. В той части, где разместили кухню-столовую и ванную комнату, положили каменную брусчатку. Двор вымостили местным камнем, отдельные участки — персиковыми косточками: аккуратная поверхность со временем станет того же цвета, что и соломенная крыша.
«Все двери и оконные рамы отремонтированы или восстановлены. Ставни из тополя усиливают замечательные тепловые характеристики здания. Даже в очень жаркий день, когда температура достигает сорока градусов, внутри сохраняются приятные двадцать», — говорит Труен. Архитекторы искали современный материал, сочетающийся с оригинальными. И остановили свой выбор на терраццо, применив его в ванной и на кухне. Перфорированные листы металла — еще один мост между старым и новым.
Фасад винохранилища окрасили в розовый цвет. Это объясняется как местными традициями, так и связями капской и мексиканской архитектуры — сходство обнаружил Труэн после поездки в Мексику. «Многие исторические здания в обеих странах построены аналогичным образом: в них использованы глина и камни — материалы, которые всегда были под рукой. К тому же у них и у нас очень похожи пейзажи», — говорит хозяин фермы.