Бюро SAOTA из ЮАР реализовало свой первый проект в России: загородный дом в Серебряном Бору для основателя «Русской медиагруппы» Сергея Кожевникова. Внутренние пространства спроектировали ARRCC (интерьерное подразделение SAOTA) и московский дизайнер Макс Касымов.
По теме: SAOTA: вилла на склоне в Клифтоне
За 34 года лет существования SAOTA его участники возвели почти полторы сотни частных вилл. В их портфолио есть и градостроительные объекты, и отели, и спа-комплексы, но именно в приватных резиденциях южноафриканское бюро достигло эталонного мастерства. География обширна: Кейптаун, Луанда, Дубай, Баку, Дакар, Майами, Женева, Ибица, Лос-Анджелес, Сидней... А теперь и Москва.
«Задача заключалась в том, чтобы наладить диалог между двумя традициями: гармонично воплотить наши принципы в российском контексте, в условиях экстремального климата. В дизайне нашли отражение как архитектурный облик российской столицы, так и сосновый лес, растущий на участке, — редкая роскошь в такой близости от исторического центра», — говорят представители SAOTA.
Застройка в заповедной зоне Москвы строго регламентируется: высота здания в Серебряном Бору не должна превышать десяти метров, размер фундамента — не более 25 процентов от площади участка. Основание ограничивалось 260 кв. метрами — при таких условиях сложно было возвести дом, который устроил бы заказчика. Архитекторы нашли выход: второй этаж спроектировали по площади больше первого.
Архитектура построена на контрасте. Уличный фасад — монолитный, монументальный, по замыслу авторов, воплощает архитектурный характер столицы. Главный вход обрамлен скульптурной композицией: облицовка из бронзовых панелей с подсветкой не только работает как визуальная подсказка на лаконичном фасаде, направляя к входному проему, но также предвещает роскошь и свет, которые ожидают гостя за порогом.
Со стороны сада разворачивается совсем другая история. Стеклянные стены открывают вид на сосны, стирая границы между домом и природой. Террасы и граненый угловой фасад создают внутренние дворы и пространства outdoor, способствуют взаимодействию архитектуры и ландшафта. В летние месяцы здесь можно жить на улице, как в Южной Африке или Калифорнии, зимой — любоваться изнутри красотой снежного пейзажа. «Даже зимой в центре внимания остается терраса, а не очаг», — говорят архитекторы. Серебристо-серая металлическая облицовка дополняет и подчеркивает зелень растений в окружающем лесу.
Один из ключевых принципов, применяемых архитекторами SAOTA в приватных виллах: жилое пространство бесшовно перетекает в экстерьер. Современные системы остекления достигли такого уровня, что обеспечивают эффективную изоляцию даже в погодных условиях России с их перепадом температур 70 градусов. Однако в этом доме окна настолько большие, что найти поставщика было сложно. В результате стекло везли из Литвы.
Идеи южноафриканских архитекторов не всегда воплощались легко. Например, возникли проблемы с лестницей. Конструкция без центральной опоры подвешена к балкону второго этажа, спиралью спускаясь вниз. В России за такую такую никто не брался, пришлось заказывать в Германии и доставлять в Москву по частям.
Строгий фасад уступает место теплому, живому интерьеру. Сами проектировщики сравнивают дом с жеодой, где внешняя жесткая оболочка скрывает роскошное нутро аметиста или агата. Преобладают натуральные материалы, особенно поражает мрамор. На втором уровне отделки становятся более мягкими, а открытое, текучее, взаимосвязанное пространство уступает место уединенным команатам с расслабляющей атмосферой.
Студия дизайна ARRCC предложила концептуальную идею интерьеров, на этой основе Макс Касымов разработал проект и в дальнейшем руководил его реализацией, подбирал материалы, мебель и освещение. В частности, предметы обставновки от брендов Poliform, Minotti, Verpan, Knoll. Кроме того, Касымов спроектировал мебель, которую изготовил в собственной мастерской. Часть мебели для виллы предоставила компания OKHA: кресло Nicci Swivel, приставной столик из сетки, лампу To Be One в гостиной, обеденные стулья Tofu, барные стулья Frame и зеркало Solar.
«Разумеется, вилла в Москве отличается от той, что построена в Гане или Кейптауне, однако все наши проекты несут в себе ДНК, по которому можно безошибочно определить: они созданы SAOTA. — рассказывает один из директоров бюро Филипп Фуше. — В каждой работе мы стремимся реализовать два главных принципа: исходим из специфики места и выжимаем максимум из контекста. Важнейшую роль играет также личность клиента: нам нравится идея, что его индивидуальность отпечатывается в архитектуре».