«Готовый дом» — популярный сегмент мировых рынков недвижимости, но в России он представлен слабо: качественных предложений недостаточно. Федор Арзаманов и архитектурная мастерская «Акант» восполняют этот пробел. По признанию Федора, новый опыт был непростым, но интересным: «Обычно, проектируя дом, создаешь портрет человека, который будет в нем жить. Но поскольку в данном случае такого заказчика не было, стояла задача нарисовать «обобщенный образ современника». Здесь все тщательно выверено, осмыслено. Это была почти научная работа».
По теме: Семейная усадьба в Горках 8
Отправной точкой для архитектора стало место. «Зимний сад» — коттеджный поселок по Киевскому шоссе, расположен близко от столицы, но не настолько, чтобы быть слишком дорогим. Окруженный старым лесом, тихий, давно построенный — он не для любителей красивой жизни напоказ. Скорее привлечет людей основательных, семейных, тех, не стремится выделиться, зато ценит близость природы и комфорт. «Очевидно, что если человек выбрал этот поселок, ему нужен спокойный, консервативный дом. К тому же нечто сверхмодное и претенциозное вступило бы в конфликт с окружением», — объясняет Федор Арзаманов.
«Нет стилей хороших и плохих, есть хорошая и плохая архитектура. Прекрасными могут быть как современные дома, так и классические, между ними нет конкуренции», — считает Федор Арзаманов. Дом, который он спроектировал в «Зимнем саду» — очевидно классический. Архитектор подчеркивает: это был выбор для конкретного поселка и участка, подобная постройка здесь более органична. «Если бы место было другим, мы бы строили иначе. Стиль не был самоцелью, задачей была атмосфера».
«Когда мы покупали участок, нас предупредили, что он плохой и неудобный: из-за формы в виде трапеции казался маленьким, его никто не хотел брать. Но я сразу понял, что участок — хороший, а такая форма не минус, а плюс. Ты входишь в узкую часть, и через несколько шагов он стремительно расширяется, переходит в лес со столетними деревьями. Возникает ось. Получалось сделать интересную, очень классическую, архитектурную историю». Федор Арзаманов спланировал гармоничный ансамбль: въездной дворик с мощением и парковками для машин, симметрично посаженные хозяйственные постройки, расположенный по оси дом. «Войдя в него, ты попадаешь в другой мир. Про поселок уже не вспоминаешь».
«Трудно, говоря про классику, оперировать понятием «рационализм», но по сути в основе проекта — рациональная математическая формула: все тщательно просчитано, — объясняет Федор Арзаманов. — Этажей два: на третий подниматься уже неудобно, к тому же там появляются мансардные кровли с высокими скатами, которые разрушают образ. В настоящих классических домах, по крайней мере русских, никогда не было мансард. Потолки — высокие, что характерно для хороших классических построек: на первом этаже почти четыре метра, на втором — три. Помещения — не огромные, но все равно воспринимаются просторными, в них есть воздух. Остекление — практически панорамное: нарисовано в классическом стиле, но с внушительной площадью стекла. От подвального этажа отказались: пришлось бы вложить много денег, а пользы — почти никакой».
«Я люблю деревянные дома, но считается, что каменный дом надежнее, и среднеарифметический человек скорее предпочтет именно такой. Нам очень не хотелось переходить в категорию обязывающих «особняков» и «дворцов», мы развивали идею камерного загородного дома, где хорошая семья жила бы в гармонии с окружающей природой. Поэтому на первом этаже сделали деревянные потолочные балки. Они привнесли расслабленность, компромиссно соединили с природой каменную постройку».
Выбирая материалы для интерьера, отдавали предпочтение натуральным. «Не хотелось впускать пластик в эту идиллию, он диссонирует с жизнью на природе. Поэтому, несмотря на ограниченный бюджет, использовали натуральный мрамор. На пол положили дубовую доску, максимально рустикальную, с сучками и зазубринами — чтобы было видно: это настоящий природный материал. Дубовый пол — главный акцент, объединяет дом и радует глаз янтарным цветом. Все остальное сделано нейтральным: чтобы не ограничивать дальнейшего декорирования, дать возможность развивать разные сценарии. Из тех же соображений универсальности выбрали цвет стен. Хотя они не белые, как можно было бы предположить, а светло-серые, разных оттенков. «Белый — ничто, белую коробку хочется срочно чем-нибудь заполнить. А здесь есть ощущение материальности», — говорит Федор Арзаманов.
При всей своей классичности и консервативности, дом построен для комфортной жизни в ХХI веке. «Техническое задание что для современного дома, что для классического — одинаковое. При любом стилистическом решении человек должен получить равноценные удобства: отопление, котельные с электронным управлением, внутрипольные конвекторы, хорошо оснащенные санузлы. Дом укомлектован встроенными позициями, на кухне — новейшая бытовая техника. Есть сформировавшийся «набор», без которого сегодня немыслима жизнь ни в городе ни за городом. Он был вписан в техзадание еще до того, как утвердили стилистическое решение и планировку».
Федор Арзаманов высказывает, на первый взгляд, парадоксальную мысль: персональный архитектор необходим лишь тем, чьи запросы выходят за рамки обычного: например, семье с десятью детьми или художнику, которому требуется мастерская c 8-метровыми потолками. Остальным, по мнению Арзаманова, архитектор не нужен и даже вреден. «Для 90 процентов заказчиков достаточно просто хорошего готового дома. Но таких предложений почти нет. Люди вынуждены обращаться к архитекторам, которые нередко реализуют свои амбиции за их счет: дом становится сложнее и дороже. Так что данный наш проект в какой-то степени — игра на восполнение пробела готовых домов хорошего качества. Сейчас «готовый дом», как правило, довольно примитивная история. И застройщики и покупатели считают что он должен быть максимально дешевым. На самом деле дома нужны дешевые, средние, дорогие — разные. Человек должен иметь возможность выбора».