Книжный магазин по проекту Wutopia Lab стал городским событием округа Тайчжоу в провинции Чжэцзян, Китай. Его можно описать как идеальное облако, которое медленно поднимается над берегом реки Юннин.
По теме: Библиотеки и книжные магазины: 10 проектов
«В основе дизайна может лежать настроение, — считают проектировщики. — Днем, когда река спокойно и медленно движется на восток, стоя рядом, попадаешь в плоскую и композицию южного китайского пейзажа. Взгляд расслабленно движется вдоль длинной горизонтальной линии. По вечерам люди собираются на берегу реки, чтобы развлечься. Воздух влажен, а бриз мягко пробивается сквозь капли воды, освежая лицо. Можно позавидовать этому красивому спокойствию, которого так мало в Шанхае.
Облака — изысканная и чистая красота. Сплошной белый цвет создает сложный интерфейс (фасад создает облако из перфорированных слоев, скрывая книжный магазин). Алюминиевая стена — это фасад, но ее можно снять и превратить в ограждение внутреннего двора, или во что-то другое. Эта белая стена используется в качестве дополнения для создания безмятежного и приятного визуального акцента. Облако поднимается над берегом реки, а читатели книжного магазина словно находятся в облаке».
За фасадом — целый комплекс общественных зон и павильонов. Выстроен квадратный двор с палисадником. Лестницу из кафе на второй этаж спроектировали как витрину для экспозиции редких книг. Наверху культурно-творческой зоны расположен музей и лекционная зона. Все вторые этажи павильонов связаны друг с другом террасами на крыше. Там созданы детская игровая площадка, зеркальная терраса, место встреч у костра и лабиринтная терраса для прогулок.
Внутренний двор, его три боковых сада (палисадник, южный сад и западный сад) и стена объединяют визуально все строения в непрерывный комплекс. Таким образом, созданное архитектурное пространство переписывает группу разрозненных коммерческих зданий, создавая новый пространственный образ.
«Мы настаиваем на том, что архитектура была полна метафор. Мы превратили облака в удобный для чтения формальный символ, — в дверные проемы, логотипы и даже интерфейсы, в то время как белый цвет усиливает символическое значение. Оранжевый, «извлеченный» из местных апельсинов, становится основным цветом кофейной зоны. От белого до зеленого выстраивается история культурно-творческой зоны. Что еще более важно, синий цвет имеет особое значение в местном районе Тайчжоу и не может использоваться в качестве основного цвета. Малиновый, розовый и фиолетовый были выбраны для второго этажа. Таким образом, утверждается «миф» о чтении на облаках.»
При обсуждении темы вдохновением послужила фотография «Пирамиды апельсинов», созданная художником Рулофом Лоу в 1967 году и предоставленная архитектором проекта. В фойе создан книжный стол в виде оранжевой пирамиды с книгами. А треугольник, отделенный от пирамиды, становится полупрозрачным акриловым столом для кассы.
Книжные полки и мебель формируют каркас книжного лабиринта. Прозрачные и полупрозрачные полки размывают четкость света, создавая дезориентирующую и любопытную неопределенность в пространстве. Настолько, что кажется, что время здесь немного замедляется. В кофейной зоне мебель оранжевого цвета больше похожа на рябь. «Чтобы запутать лабиринт, мы использовали гофрированные алюминиевые панели в качестве потолка, чтобы они напоминали рябь реки Юннин. При этом крыша кассовой зоны превратилась в зеркало, отражающее небо.»
Белые камни и зелень во дворе, легко ассоциируются с японскими сухими ландшафтными садами. Вдохновение исходит из фрагмента пейзажа Цю Иня. На его картине яркий розовый куст растет на сверкающей белой каменной площадке. Двор на картине обнесен бамбуковой стеной. Двор книжного магазина — перфорированной стеной из алюминия.
«В Белом Облачном Дворе читатели найдут две «облачных» скамейки, белую и синюю. Они сделаны из переработанного морского мусора. Дневной свет в кафе окрашивает область, где оранжевая лестница и крыша переходят в невероятно красивый фиолетовый оттенок. Как только вы нажимаете выключатель, синее стекло становится бесцветным и прозрачным, и река Юннин попадает в поле зрения. Стекло выпущено по технологии производства автомобильных стекол, разработанной местной компанией.
Книжный магазин должен отражать дух города или региона. Книжный магазин Duoyun в Хуанъяне — это наше понимание города Хуанъянь, людей, которые там живут, городской культуры. Маленьким городам в Китае не хватает современного искусства, которое формирует их собственный дух. В эпоху интернета люди в городах третьего и четвертого уровня обычно обладают чувством уверенности и рассудительности.
Архитекторам необязательно следовать моде больших городов и зарубежных стран или зацикливаться на так называемых исторических формах. Вполне логично использовать язык и метафоры абстрактного искусства для создания новых художественных форм и пространств, отражающих местное настоящее. Одно из таких отражений — этот книжный магазин. Если бы все маленькие города в Китае были такими же благодушными и мирными, как Хуанъянь, с его историей и пейзажем, и сосредоточены на создании собственного будущего, тогда Китай был бы более красивым местом.»