Берлинский музей Neue Nationalgalerie открылся после шестилетней реконструкции. Обновлением знаменитого шедевра модернизма занималось бюро David Chipperfield Architects: Чипперфилд известен своим тонким подходом к восстановлению самых сложных структур и выстраиванию выставочных концепций. Музей — последний завершенный проект Миса ван дер Роэ и единственное здание, построенное им после войны.
По теме: 15 самых ожидаемых построек 2021 года
Музей Neue Nationalgalerie была закрыт на реставрацию в 2014 году — после полувека существования здание нуждалось в тотальном обновлении. Дэвид Чипперфилд использовал для расширения пространств нереализованные планы Миса ван дер Роэ, которые тот начертил для административного здания компании Bacardi Rum на Кубе. Получилась хрупкая конструкция, состоящая из большого стеклянного зала со стальной, сильно выступающей крышей. Местные жители уже в шутку прозвали постройку «АЗС».
Площадь 14 000 кв. метров включает открытую площадку и цокольный этаж. Открытые сооружения — это сад скульптур и терраса, где снова установили 5,5-метровую скульптуру Têtes et Queue американского художника Александра Колдера (1898–1976) — это шедевр сенсационно украсил открытие музея в 1968 году. Нынешний перезапуск Neue Nationalgalerie также сопровождается персональной выставкой Колдера под названием Minimal/Maximal.
Самым сложным техническим моментом строительства был подъем кассетной крыши весом 1250 тонн. Ее детали сваривались на месте с помощью восьми гидравлических прессов. Проект Чипперфилда предусматривал разборку Neue Nationalgalerie на 35 000 частей, каждой из которых присвоили 16-значный код. Из здания были удалены токсины и опасные материалы, используемые ранее при строительстве — такие как асбест и искусственное минеральное волокно.
Команда проекта также внедрила современные технические, по большей части связанные с энергетикой, стандарты. К примеру, были установлены высокоэффективные системы циркуляционного змеевика, которые помогают кондиционированию воздуха в достижении требуемой охлаждающей способности здания. Кроме того, был обеспечен безбарьерный доступ: помимо специального лифта предусмотрели распашные двери (как альтернатива вращающимся дверям), что сделало вход в здание более легким.
Люди с нарушениями слуха могут пользоваться системой голосового оповещения и визуальными дисплеями. Для людей с нарушениями зрения установлены тактильные поручни, разметка лестниц и искусственное освещение. Залы осветили при помощи современных светодиодных технологий, адаптированных для музеев.