Результаты премии АРХИWOOD 2021 оказались интригующими. Нынешний год показал, что несмотря на непростой для архитекторов и заказчиков пандемийный период интерес к созданию построек из дерева стабилен и весьма высок: всего поступило 191 заявок. Однако акценты заметно сместились: если раньше внимание было приковано к номинациям «Арт-объект» и «Дизайн городской среды», то сейчас все следили за тем, что происходит в категории «Загородный дом», где в финал вышло 11 проектов — небывалое количество.
По теме: Norm Architects: деревянный дом в Швеции
Загородный дом
Среди финалистов большинство проектов представляли собой небольшие по площади каркасные дома. Черные фасады, односкатные крыши, панорамное остекление, а также остроумно решенные террасы отличают новые постройки. Тренд года — простые и брутальные решения в стиле barn. Конкурировали проекты известных архитекторов (Николай Белоусов, Сергей Колчин, Сергей Наседкин) с дебютантами конкурсами (Кирилл Исаев, Федор Беляев, Алексей и Анна Кашанины). Победитель — дом, построенный для своей семьи архитектором Рустамом Керимовым. Это радикальный черный дом-стена, с фасадом из вертикального бруса и огромным окном. На обитаемую крышу ведет лестница-амфитеатр.
Малый объект
В шорт-листе этой номинации оказалось 6 заявок (в лонг-листе их было 31). Среди них — бани, сараи, живописный дом-антресоль и пристройки к старому деревенскому дому. Жюри выбрало победителем элегантную баню и гостевой домик в Кавголово от бюро «Хвоя». Это черный объем со светлой отделкой внутри, планировка которого проста и внятна. Домик на сваях в Тульской области от бюро «Зеленая Тропа» покорил миниатюрностью и универсальностью: возможно, в будущем премия обзаведется еще одной номинацией — «микродом».
Дизайн городской среды
Опыт взаимодействия с городской средой представляет огромную ценность для архитектурной практики. Бюро-победитель KATARSIS (в прошлом году они взяли гран-при за «Сожженный мост» в Никола-Ленивце) показало двор Никольских рядов. Теперь комплекс дополнен эстрадой, ярмарочной улицей и катальной горкой (которая летом превращается в амфитеатр): «Это ансамбль внутри ансамбля. Композиция новой застройки следует принципам памятника классицизма: строгость осевых построений, симметрия. При этом сами объекты временной застройки, будучи абсолютно современными внешне, находятся в диалоге с элементами исторического ансамбля. Объекты разные стилистически, и за счет этого достигается характерный для традиционных зимних ярмарок в России эклектизм», — комментируют авторы.
Интерьер
Крохотный, одновременно красивый и страшный инфоцентр «Коммунарка», созданный Игорем Апариным, стал очевидным победителем номинации. В этом музее расстрельного полигона «Спецобъект НКВД СССР Коммунарка», созданном по инициативе Фонда Памяти и Государственного музея истории ГУЛАГа, собраны сведения о тех работах, которые сейчас ведутся на полигоне, и годах террора. Вагонка, покрытая серой морилкой, а также модифицированные окна, создают сильное впечатление. Общественное голосование выбрало другой проект — Архитектурного бюро 11— библиотеки, где из книжных полок созданы стены, потолок, ротонда...
Общественное сооружение
В номинации «Общественное сооружение» за премию спорили два крытых скейт-парка — в Краснодаре и Казани, и оба победили. Один из них — объект Bowl Alvar Aalto, созданный компанией XSA Ramps, другой — часть огромного спортивного комплекса по проекту Legato. Ограничения пандемийного года — и в том числе на передвижение и занятия спортом — выплеснулись целым рядом отличных спортивных сооружений различных масштабов, и похоже, этот тренд будет стремительно развиваться. Места для занятий экстремальным спортом в архитектурном смысле оказываются теперь также экстремальны и необычны.
Дерево в отделке
Оценивать проекты в номинации «Дерево в отделке» в этом году оказалось сложнее всего, поскольку работы радикально отличались друг от друга функцией и масштабом. Мини-отель, модульный дом, спасательная станция, беседка, маяк — дерево, дополняющее объекты, растворяет их в природном окружении. Победителями здесь стали отель (архитектурное бюро Rhizome) и Barn House Дмитрия Овчарова (Nefa Architects) — загородный дом, фасад которого выполнен из состаренных досок разного цвета (такой прием в истории премии — впервые).
Арт-объект
Почти привычно выглядел пул финалистов в номинации «Арт-объект»: здесь две работы с острова Ольхон на Байкале (кинетическая скульптура «Двумах» и не кинетическая, но все равно «Взлетающая рыба»), и два же объекта с фестиваля «Древолюция», прошедшего в этом году под Коломной. Победили концептуальный «Омут»: невидимый мостик, перекинутый с причала к отдельно стоящему в озере пню, а также «Взлетающая рыба».
Предметный дизайн
Из четырех объектов в номинации «Предметный дизайн» зигзагообразное кресло Flexy Дарьи Волковой было отмечено и жюри, так голосующими на сайте премии.
Реставрация
Победил проект реставрации мельницы-толчеи: подобные сооружения были нужны не для помола муки, а для дробления льняных семян, чтобы получить масло. Чтобы сохранить эти объекты, их приходится перевозить в музеи и реставрировать уже там, поскольку в естественных условиях они разрушаются. Антон Мальцев воссоздал мельницу в музее Щелоковский хутор Нижегородской области, и теперь она, хоть и перенесенная в другой контекст, сохранится.
Гран-при
Реставрация загородного дома архитектора и сценографа Георгия Гольца, выполненная финским архитектором Тапани Мустоненом и архитектурным бюро Александра Бродского — виртуознейшая работа, которая заставляет иначе взглянуть на подход к сохранению подобных домов. Дача с 2013 года принадлежит сценаристу и актрисе Елене Ольшанской, которая инициировала масштабную реставрацию. Она несколько лет искала того, кто смог бы восстановить дом — и Мустонен оказался тем, кто сумел найти аутентичные приемы: даже замазки делались по историческим рецептам. Сейчас дом, в котором стало можно жить и зимой, заново обретший камин, обзаведшийся застекленной террасой, становится объектом почти музейного значения.