4 декабря 2021 года в Москве откроется Дом культуры «ГЭС-2» — постоянная площадка фонда V–A–C в России. Он занимает историческое здание бывшей электростанции на Болотной набережной, отреставрированное по проекту архитектурного бюро Ренцо Пьяно. Первый сезон получил название «Санта-Барбара. Как не поддаться колонизации?» (4 декабря 2021 года — 13 марта 2022 года).
По теме: ГЭС-2. Место света и свободы
«Мы видим ГЭС-2 культурной институцией нового типа, которая преодолевает физическое пространство и становится дружелюбной и доступной средой. Не фрагментом ландшафта, а частью города, активным элементом его жизни. Именно поэтому мы обратились к итальянскому архитектору-визионеру Ренцо Пьяно и его коллегам, неизменно создающим свободную, подвижную, пробуждающую любопытство архитектуру. Архитектуру человеческих отношений», — отмечает Тереза Мавика, генеральный директор фонда V—A—C.
История
Здание бывшей городской электростанции, открытой в 1907 году, фонд V–A–C приобрел в 2015 году. Ее решили превратить в новую городскую культурную площадку, максимально сохранив исторический облик здания, возведенного в 1904–1908 годах по проекту архитектора Василия Башкирова. Уникальным его сделала стеклянная крыша, выполненная по проекту инженера Николая Сушкина при непосредственном участии Владимира Шухова. На протяжении всего XX века облик станции подвергался неоднократным изменениям — у нее появлялись пристройки, исчезла башня с часами, а в начале войны разобрали 62-метровые трубы котельной. В 2006 году ГЭС-2 была закрыта, а в 2009-м комплекс вошел в список объектов культурного наследия регионального значения. Сегодня Дом культуры «ГЭС-2» и прилегающие территории вмещают в себя пространство для встреч и общения, кинотеатр и концертный зал, библиотеку, магазины, ресторан и кафе, детскую площадку, мастерские, студии и резиденции художников, выставочные залы, аудитории для публичных мероприятий и двухуровневую парковку с зарядными станциями для электромобилей.
Идея
«Место света и свободы», — так выразился Ренцо Пьяно, комментируя этот проект в Москве. Согласно замыслу основателей, Дом культуры «ГЭС-2» — это переосмысление идеи русских народных домов. Они возникли в конце XIX века, предвосхитив дома культуры, а их основная задача заключалась в том, чтобы приобщить людей к искусству и активному участию в культурных процессах. Сегодня привлекать гостей будут коллаборации «ГЭС-2» с художниками, работающими в самых разных жанрах, среди которых хореография, музыка, театр, кино, дизайн и визуальное искусство.
Программа
В «ГЭС-2» будут проходить два арт-сезона в год, каждый из которых будет посвящен определенной теме. Первая история — программа «Святые Варвары, или Оба хуже». Развиваясь на протяжении пяти сезонов, она даст возможность исследовать территорию современной российской культуры, обратившись к таким клише, как «правда», «мать», «космос», сквозь призму которых часто воспринимают образ России. Вместе с художниками посетители смогут пересмотреть эти понятия, придать им новую форму и современные смыслы. Дебютный сезон «Санта-Барбара. Как не поддаться колонизации?» получил название в честь первой на российском телевидении западной мыльной оперы, ставшей невероятно популярной за целое десятилетие эфира и оказавшей большое влияние на формирование постсоветской реальности.
Рагнар Кьяртанссон
Ключевой проект премьерного сезона — продолжительный перформанс его куратора, исландского художника Рагнара Кьяртанссона — «Санта-Барбара. Живая скульптура Рагнара Кьяртанссона». Вместе с режиссером Асой Хельгой Хьорлейфсдоттир и съемочной группой он переснимет около 100 серий теленовеллы на открытой площадке в «ГЭС-2». Перформанс перенесет зрителей в прошлое — в зарождающуюся Россию 1990-х, чтобы понять, какие образы, ценности и идеи, возникшие тогда, актуальны до сих пор. Рагнар Кьяртанссон и Ингибьорг Сигурьонсдоттир курируют еще одну выставку сезона — «В Москву! В Москву! В Москву!». В ней художник выстраивает диалог между своими работами и произведениями других авторов на темы, которые являются ключевыми в его творчестве: сила воздействия музыки и драматургии, роль повторения, потенциал влияния искусства на мир и другие.
Параллельно будет разворачиваться художественный проект «Я моторы гондолы разбираю на части. Карнавал в четырех действиях», названный по строчке из песни группы «Мумий Тролль». Объединяя форматы выставки, рейва, стендапа и танцевальной процессии, он представит новые произведения российских художников, которые обращаются к карнавальной культуре сегодня, вместе с образами, костюмами и постановочными фотографиям тридцатилетней давности. Задача — проследить, как в свое время эти работы обозначили новые границы допустимого в демонстрации человеческого тела и раскрыли сообщения, которые она несет. Первый сезон «ГЭС-2» будет сопровождать масштабная публичная программа, посвященная основным мотивам творчества Рагнара Кьяртанссона и темам сезона. • Подробнее о программе читайте на официальном сайте.