Архитектурная мастерская «Акант» развивает перспективное направление — готовый дом на продажу. У Федора Арзаманова не было конкретного заказчика: он не знал, кто поселится в его доме. Задачей было предугадать вкусы и желания воображаемой семьи.
По теме: Дом в Подмосковье по проекту архитектурной мастерской «Акант»
«Мы представляли себе молодого бизнесмена с семьей, растущего топ-менеджера, — рассказывает Федор Арзаманов. — Он еще не достиг пика карьеры и не покупает дом на всю оставшуюся жизнь, но уже требует должного уровня комфорта. Важный фактор, повлиявший на образ предполагаемого заказчика: рядом находится хорошая школа, куда многие хотят отдать детей. Портрет хозяина определил стилистику: простая, ясная архитектура — ничего лишнего. Современные молодые люди одобряют такой подход».
Небольшой, но хороший участок, 17 соток, расположен на краю поселка, с двух сторон примыкает к лесу. Необычна постановка дома: он стоит в глубине. «Участок обращен на юг, то есть солнце и освещенное пространство — перед домом, сзади север и лес, — объясняет Федор Арзаманов. — Если разместить дом ближе к улице, то все, что за ним, находилось бы в постоянной темноте». Характерный элемент смотрящего на юг фасада — вертикальные окна с жалюзи. Они делают помещения более укромными и снижают нагрузку от солнца.
В доме два уровня плюс технический подвальный этаж. Общая площадь: 700 кв метров. «В эти метры нам удалось вместить гораздо больше, чем обычно — за счет продуманной планировки, отказа от коридоров и второстепенных помещений». В доме пять спален, кабинет, современный опенспейс с большой гостиной, столовой и кухней с островом. Оборудованы бассейн и сауна. Все спальни и кабинет — со своими ванными, плюс гостевой санузел и еще один в спа-зоне. В общей сложности в доме восемь санузлов.
«У нас не очень любят деревянные дома, считают их ненадежными, хотя это не соответствует действительности. Поэтому конструктив дома выполнен из бетона и кирпича. Но в облицовке мы применили дерево. В более тяжелых материалах, на сравнительно небольшом участке, дом выглядел бы «городским» а нам нужен был «загородный». Дерево создает ощущение расслабленной жизни на природе».
В отделке фасада использована лиственница. «Хотелось, чтобы она выглядела естественно состаренной, серебристой, как если бросить ее, ничем не покрывая, лет на пять. Поэтому мы подобрали специальные пропитки, создающие эффект выветренной доски. На первом уровне применили белый кирпич ручной работы. Неровный, фактурный, он привносит ощущение рукотворности и уюта, human touch. Отделка смягает строгую архитектуру постройки».
«Как выяснилось, словосочетание «умный дом» людей скорее отпугивает, чем привлекает: у многих есть негативный опыт «общения» со слишком сложными системами, — рассказывает Федор Арзаманов. — С другой стороны, удобства, конечно же, нравятся. На вопрос, хотите ли вы легко управлять котельной, шторами, приточной-вытяжной вентиляцией, — все отвечают положительно. Поэтому мы встроили наиболее востребованные элементы автоматизации, не называя это умным домом».
Минималистичный интерьер делает комфортным обилие дерева: на стеновых панелях, дверях, порталах, на полу. В гостиной паркет уложен необычно крупной елкой: рисунок образует доска, предназначенная для палубных полов. «Такое покрытие отсылает к памятным всем старым квартирам, но за счет масштаба создает ощущение парадности и новизны. В остальных помещениях на полу доска. Хотя обычно делают наоборот: в больших парадных комнатах кладут доску, в маленьких приватных — елочку».
Если на фасадах современную стилистику смягчили материалами отделки, то внутри — с помощью форм: обратились к вневременного дизайну. Изготовили массивный стол по мотивам модели 1930-х, поставили стулья Cesca Марселя Бройера, которые сегодня выпускает Knoll; повесили настоящие винтажные люстры Venini 1960-х из коллекции Brodach Selection. Кресла на террасе — от итальянского бренда Atmosphera. Кухонная мебель и стеновые панели, двери и порталы, гардеробные и кровать изготовлены на производстве Нины Мотоловой.
Федор Арзаманов признается, что не рискнул применить в интерьере активную палитру. «Спокойная история понравится большинству, а если владелец захочет яркости, он всегда сможет перекрасить стены». И все-таки одну комнату сделали цветной: для кабинета выбрали насыщенный синий. Важные акценты — картины. В столовой и гостиной разместили работы Владимира Семенского, в кабинете — Александра Жерноклюева. Подбор искусства осуществило арт-консалтинговое агентство Artiq. Над интерьерами вместе с Федором Арзамановым работала декоратор Ольга Вахрина.