Дом музыки в Будапеште, построенный по проекту Sou Fujimoto Architects, откроется 23 марта 2022 года. Этот крупнейший европейский городской культурный комплекс построен в рамках проекта Liget Budapest Project и станет новой достопримечательностью столицы Венгрии. Особенность проекта состоит в том, чтобы воплотить опыт музыки через взаимодействие природы, звука и света. Миссия Дома музыки в Венгрии — сделать музыку неотъемлемой частью жизни каждой семьи, ребенка и взрослого. Учреждение стремится достичь этой цели, взращивая ценности венгерской народной музыки, классической музыки, популярной музыки и других видов мировой музыки, а также их представление на основе опыта.
По теме: Су Фудзимото завершает Дом венгерской музыки в Будапеште
Здание, соответствующее концепции Music Cities, уже получило несколько премий, в том числе награду International Property Awards за «Лучшее использование музыки в развитии недвижимости». Здесь будут знакомить с богатыми музыкальными традициями Венгрии и историей европейской музыки — для этого уже сформирована программа интерактивных выставок, семинаров по музыкальному образованию, а также музыкальных мероприятий и концертов, в том числе под под открытым небом.
Здание создавалось с расчетом на необычный художественный опыт, в котором сочетаются ландшафт, архитектура и выставочный дизайн: посетителям предлагается иной взгляд на создание музыки и ее влияние на нашу жизнь. Андраш Батта, управляющий директор Дома музыки в Венгрии и бывший президент Академии Листа, поясняет: «Создание музыки лежит в основе человеческого опыта. «Дом» — невероятное здание, созданное для того, чтобы представить красоту звука и музыки, а также ту важную роль, которую они играют во всех аспектах нашей жизни».
Здание создавалось с расчетом на необычный художественный опыт, в котором сочетаются ландшафт, архитектура и выставочный дизайн: посетителям предлагается иной взгляд на создание музыки и ее влияние на нашу жизнь. Площадь музыкального центра 9000 кв. метров, и он расположено среди деревьев городского парка.
Су Фудзимото черпал вдохновение в синергии между звуком и природой. Он представил его как продолжение парка и переосмыслил музейное помещение в контексте XXI века. Фасад обшит стеклянными панелями, чтобы здание было полностью прозрачным. Такое решение стирает визуальные границы между внутренним и внешним пространством: фасад состоит из 94 изготовленных на заказ теплоизолированных панелей высотой 12 метров. Культурный центр оснащен инновационной системой отопления и охлаждения; в основном используются геотермальная энергия и другие возобновляемые источники.
Внутри здания возникает ощущение, что находишься на природе. Для этого был создан навес из более чем 30 000 декоративных элементов, формой напоминающих листья деревьев. Они установлены на подвесном потолке и закреплены стальной конструкцией из тысячи элементов в форме сот. Волнообразная форма крыши вдохновлена различной формой звуковых волн: она меняет уровень подъема, и в некоторых частях оказывается ниже уровня листвы деревьев. Су Фудзимото предусмотрел около сотни кратерообразных отверстий на ее поверхности — часть служит световыми люками, а часть позволяет деревьям прорастать сквозь крышу. «Мы были очарованы множеством деревьев в городском парке и вдохновлены созданным ими пространством. В то время как толстый и богатый навес покрывает и защищает его окрестности, он также позволяет солнечным лучам достигать земли. Я задумал открытую планировку, где границы между внутренним и внешним пространством стираются, как продолжение естественной среды», — поясняет архитектор.
Однако это еще не все архитектурные чудеса. Одна из главных и редких особенностей — полусферический звуковой купол, концепция которого была вдохновлена экспериментами композитора XX-го века Карлхайнца Штокхаузена. С помощью акустики он пытался создать иллюзию трехмерного звука в сферическом павильоне- концертном зале, построенного на Всемирной выставке 1970 года в Осаке. Купол в версии Фудзимото вмещает до 60 посетителей, которые могут испытать эффект объемного звука, исходящего из 31 громкоговорителя, расположенных по всей окружности. Визуально эти «голограммные» стены звука усилены проектором. В течение дня посетители смогут увидеть постоянную звуковую инсталляцию, состоящую из коллекции музыкальных фрагментов, характерных для Венгрии и Карпат. По вечерам купол станет площадкой для диджейских сетов, показов и небольших концертов.
Концертный зал со стеклянными стенами вмещает 320 человек, оборудован опускающейся сценой и подходит для музыкальных экспериментов. Над акустическими свойствами этого пространства работала известная японская фирма Nagata Acoustics: им удалось решить сложности, связанные со стеклянными стенами, создав зигзагообразную перегородку, и сейчас в зале создается однородный звук.
Три уровня Дома имитируют три строки музыкальной партитуры, а также единство природы и музыки. На подземном уровне разместили место для постоянных и временных выставок и уникальный звуковой купол, на уровне парка разместятся концертный зал со стеклянными стенами и сцена под открытым небом, а верхний уровень будет посвящен образовательным пространствам. Постоянная экспозиция «Звуковые измерения — музыкальные путешествия в пространстве и времени» будет посвящена истории европейской музыки, а первая временная выставка продемонстрирует историю венгерской поп-музыки 1957–1993 годов.