Привычная сфера работы архитектурной минской группы Radical Passive — создание проектов реконструкции старых советских промышленных построек. Зачастую такие здания пребывают в полуразрушенном состоянии десятки лет. По словам команды бюро, встречи с заказчиками на таких объектах всегда обнажают разницу восприятия происходящего. Архитекторы очарованы красотой замысла, точностью пропорций и аскетичностью фасадов, а заказчик при этом видит только заброшенный объект недвижимости, который за счет минимальных финансовых инвестиций должен измениться до неузнаваемости и начать нравиться людям.
По теме: Radical Passive: архитектурные подсвечники
Одним из первых проектов реконструкции для Radical Passive стало здание бывшего фурнитурного завода, расположенное в глубине промышленного квартала. Строение представляет собой образец позднесоветской эпохи с ясным и чистым силуэтом. «Нас очаровала красота его строгих фасадов, открытый материал бетонных панелей, нюансный рисунок швов между ними и частично сохранившиеся оконные блоки с регулярной геометрией импостов, — рассказывают архитекторы. — Перед нами стояла задача максимально доступными средствами изменить внешний вид фасадов таким образом, чтобы они отвечали новой функции здания — офисному центру для молодых, но быстро развивающихся компаний».
Рисунок швов бетонных панелей на фасаде сохранить не удалось — здание утеплили снаружи и паттерн скрылся за плитами из минеральной ваты. Сохранить дух индустриального прошлого авторы решили за счет использования гладкой фактуры штукатурки, окрашенной в серый цвет.
Упрощение архитектуры фасада компенсировали отделкой цоколя и выложили его периметр мелкоформатной черной плиткой с белыми швами. Таким образом архитекторы стремились создать дружелюбную и привлекательную для человека среду. «В этом нюансом вторжении содержится наше понимание того, что при реконструкции желание сохранить аутентичный архитектурный язык должно уравновешиваться уважением к восприятию среды ее пользователями. Они чаще всего не так легко очаровываются аскетичностью советских промышленных зданий, как это делают архитекторы».