Общероссийская премия за лучшее архитектурное сооружение из дерева АРХИWOOD проходит уже в 13-й раз. В 2022 году на участие поступила 181 заявка. Особенность этого года — увеличившееся число значительных проектов в области общественных сооружений и, с другой стороны, стремление к созданию камерных, медитативных объектов в частной архитектуре.
По теме: Тренды дизайна 2021: 6 интерьерных тенденций по версии немецких экспертов
Номинаций по-прежнему девять: «Загородный дом», «Общественное сооружение», «Малый объект», «Предметный дизайн», «Дизайн городской среды», «Арт-объект», «Интерьер», «Дерево в отделке», «Реставрация». Победителей определяло экспертное жюри, а на сайте премии прошло «народное» голосование. Архитекторы экспериментируют с модульными конструкциями, совмещают их с новейшими разработками из клееной древесины, обращаются к темам экологического строительства.
Загородный дом / выбор жюри
Традиционно в номинации «Загородный дом» было больше всего участников, и она во многом определяет тренды деревянного строительства в России. На этот раз победила новая модель SWIDOM (MAParchitects, Александр Порошкин и Таисия Карпова). Это семейный загородный дом из серии авторских модульных быстровозводимых домов. Планировочная структура дома выстроена таким образом, что фасад, выходящий на улицу — закрытый, а со стороны двора — просматриваемый. Визуально дом кажется масштабнее за счет террасы и вертикальных стеклянных поверхностей. На первом этаже расположены гостиная, столовая, кухня, технические помещения, санузел, на втором — спальни. Общая площадь дома с террасой — 220 кв. м. Жюри призналось, что чем дольше смотрело на этот неброский с виду проект, тем отчетливей выявлялись его достоинства: геометричные объемы соединены таким образом, что жилое пространство и гараж функционируют максимально полно. Именно за эту «новую простоту» и присудили победу.
Загородный дом / общественное голосование
Проект Кирилла Кузяева DOM by Demidkovo в деревне Демидково Пермской области — это дом-конструктор, который легко трансформируется в площадку для деловых переговоров, праздничных торжеств или место для семейного отдыха.
Малый объект / выбор жюри
«Дом отшельника» Анвара Гарипова оказался безусловным фаворитом нынешней премии. Сочетание внятной концепции, отличного исполнения и попадания в эмоциональный фон года обеспечили ему единодушное решение экспертов. Объект, созданный в рамках «Древолюции», располагается в лесу на краю участка. Он, как следует из названия, предназначен для уединения и медитаций. Этот почти кубический объем собран из грубых необрезных досок, окна-щели закрыты листами поликарбоната. Входная часть — «притвор», темноватый и длинный, заставляет менять направление движения и замедляет входящего. Далее следует зал медитаций, а в центре дома альков, лежа в котором, можно наблюдать за облаками и звездами через большое окно в крыше.
Малый объект / общественное голосование
Входящий в частный комплекс дом, названный «Термы 2.0,» по проекту Дмитрия Михейкина демонстрирует сочетание современных технологий деревянного строительства и архитектурные трюки (окно, выведенное в угол постройки). Здание представляет собой второй малый дом на участке и является частью ансамбля с виллой «Ренессанс 2.0»*. В доме расположена баня с русской печью и большим панорамным окном, выходящим на пруд, зал с купелью, а также крыло с дровником и подсобными помещениями.
Общественное сооружение / выбор жюри
В этой номинации оказалось сразу два победителя: жюри не смогло выбрать между постмодернистскими решениями «Центра гостеприимства» по проекту бюро Megabudka и минималистическим совершенством отеля «Точка на Карте. Лодейное Поле» бюро Rhizome. Для Megabudka многофункциональный туристический комплекс в Липецкой области — это первый реализованный объект в разработанном ими «новом русском стиле», переосмысляющем традиции национального зодчества в современном ключе. Центр находится в парке «Кудыкина гора». А «Лодейное поле» конструктивно и технологически продолжает опыт работы Rhizome с крупно-модульной технологией строительства: здесь модульная технология совмещена с использованием конструктива из клееной древесины (glulam). Теплый контур номерного фонда скомпонован из пространственных модулей заводского изготовления, в то время как конструктив обходных галерей, лоджий и террас выполнен из клееной древесины, а отделка фасадов — из планкена.
Общественное сооружение / общественное голосование
Выставочный павильон музея истории ГУЛАГа (бюро «Послезавтра») предназначен для временных экспозиций и расположен на границе Сада Памяти в Москве. Стены и фронтоны зашиты доской с щелью: днем павильон заполнен ажурной игрой света и тени, а ночью становится подобием большого светильника, освещающего сад. Стены-ворота позволяют открыть проход в экспозицию в любой точке фасада, что дает широкие экспозиционные возможности. Архитектура здания проявляет метафору тонкой грани между открытостью и закрытостью, свободой и несвободой, информацией и тайной, светом и тьмой.
Дерево в отделке / выбор жюри
Офис KUB House (архитектор Андрей Царакаев) показывает возможности современного использования дерева и технологии работы с ним в отделке фасадов и интерьеров. Потолок и стены отделаны панелями из сукупиры (южноамериканского дерева) и марокканского дуба, стеллажи и другие столярные изделия изготовлены на заказ из дерева ценных пород, например палисандра.
Интерьер / выбор жюри
Обновленный интерьер ресторана «Тануки» на Якиманке бюро Archpoint построило на виртуозной игре света, сложных нишах и контрастных фактурах — именно их и отметило жюри. В ресторанах этой сети станет больше открытых пространств и появятся арт-объекты в эстетике ваби-саби, которую отличают простые формы и несовершенство натуральных материалов.
Интерьер / общественное голосование
Самарская экспозиция выставки «Пермские Боги» от Link Bureau завораживает: уникальное собрание деревянных скульптур, созданных на территории Пермь Великая погрузили в метафорический «лес» из бумажных труб.
Реставрация / выбор жюри
Пример реставрации Варваринской церкви 1656 года в деревне Типиницы Карельской области (А.Н. Волков, АРЦ «Заонежье», ООО «Анфилада») вполне сравним с чудом. Церковь несколько лет пролежала в разобранном на бревна виде, и лишь усилиями команды из тридцати человек, включая специалистов, которые восстанавливали комплекс в Кижах, удалось воссоздать оригинальное строение. Результат — высокое качество реставрации с сохранением максимально возможной аутентичности. Немаловажный фактор, что работы велись в практически безлюдном районе, расположенном в сотнях километров от города.
Предметный дизайн / выбор жюри
Комод Valkeda от Светланы Поповой-Знаменской и Дмитрия Смирнова — это утверждение «русского северного минимализма». «Мы понимаем нашу работу как сохранение русской уникальности и характерности с использованием минимума художественных средств. Формы предметов настолько просты, насколько позволяет им красота, и настолько украшены, насколько позволяет мера», — комментируют авторы.
Предметный дизайн / общественное голосование
Кресло «Болай» и диван «Шулай» по дизайну Петра Сафиуллина выполнены из массива бука. Шулай болай в переводе с татарского означает «так и сяк». Простота и удобство конструкции, дополненной съемными подушками из ткани или кожи, делает ее универсальной. Диван может быть изготовлен в outdoor-варианте из устойчивого к влаге дерева.
Дизайн среды / выбор жюри и общественное голосование
Проект по благоустройству парка «Моховые горы» в городе Бор Нижегородской области от бюро ГОРА (Станислав Горшунов, Мария Юдина, Елизавета Будько) оказался фаворитом обоих голосований. Деликатное внедрение в сложившуюся среду стало основным принципом для архитекторов. Деревянные конструкции всех объектов, включая мосты, смотровые площадки, и скамейки, подчеркивают природный характер места и его теплоту.
Арт-объект / выбор жюри
Арт-объект «Мавзолей мечты» построен Тотаном Кузембаевым к фестивалю «Архстояние» 2022. Он транслирует экологические ценности, напоминая о мечте человечества построить рай на земле — однако в процессе создания рая остаются горы отработанного материала. Это 33-х метровая искривленная пирамидальная конструкция из деревянного каркаса, покрытая разными бывшими в употреблении материалами: кирпичом, деревом, костями парнокопытных, глиной, пластиковыми бутылками, искусственными цветами и пальмами.
Арт-объект / общественное голосование
Конструкция «Облако» (авторы Наталья Сорокина, Елена Тупикова, Владимир Гришин) возведена в рамках практикума Древолюция-2022 в Галиче: «Нам захотелось создать пространство, в котором человек почувствовал бы себя оторванным от земли, от рутинных дел, остался наедине с самим собой». Конструкция зыбкая неслучайно: когда посетитель выходит на платформу в форме облака, у него возникает желание прилечь или присесть, поскольку здесь нет ограждений.
Гран-при
Парк Веретьево (архитекторы Александр Бродский, Никита Астапов, Илья Пигарев, Ирина Галкина) стал с момента создания местом настоящего паломничества. На 7 гектарах нетронутого болотного ландшафта Бродский расположил свои архитектурные арт-объекты. Григорий Ревзин, написавший путеводитель по этому объекту, который в свое время был пионерлагерем, отмечает: «Парк можно рассматривать как пародию на восстановление традиции усадьбы. Усадьба не бывает без парка, но это парк‑болото. Он про то, как сбежать из пионерлагеря. В нем найдется масса мест, где можно спрятаться, и все они были реализованы руками самих пионеров».