Арата Исодзаки (23.07.1931 - 29.12.2022), японский градостроитель и теоретик, получивший Притцкеровскую премию в возрасте 87 лет, — один из выдающихся архитекторов. Исодзаки часто называют «посланником перемен». Он никогда не повторялся в своей работе — каждое из его зданий было уникальным. В своих книгах он объяснил утонченные строительные обычаи Японии, подчеркнув нематериальный дух нации.
По теме: Притцкеровская премия вручена Арате Исодзаки
В проектах, в том числе в Музее современного искусства в Лос-Анджелесе, Исодзаки переосмысливал восточные и западные традиции. Тадао Андо называл его «императором японской архитектуры». Он был настоящим авангардистом, свободным от архитектурных условностей. Известность и международное внимание ему принес «Город в воздухе» (1962). Теория о древовидных мегаструктурах, разветвляющихся подобно лесному пологу над Токио, - это сложные консольные конструкции на пределе осуществимой инженерии. Плотные, быстро расширяющиеся города Японии нуждались в дальнейшем уплотнении, и «метаболисты», как Исодзаки, считали, что клеточный биологический рост обеспечивает модель для архитектуры.
Его плодотворная карьера — это более чем 100 построенных зданий почти на всех континентах. Он считается первым японским архитектором, который вел свою работу в действительно глобальном масштабе. Исодзаки уделял особое внимание тому, чтобы реагировать на конкретные требования каждого проекта, что привело к разнообразию стилей, от народного до высокотехнологичного.
«Мое имя, Арата, означает «новый». Мой отец был поэтом-хайку и участвовал в так называемом движении Синко Хайку («Новое Хайку»). Они хотели преобразовать старый стиль хайку в более современный. Так что он тоже интересовался новыми вещами. Кроме того, отец моей матери писал «канши», традиционную китайскую поэзию».
«Самое главное, что может сделать художник, — это поставить общество перед чем-то, чего оно никогда раньше не видело, чем-то в каком-то смысле неправильным».
«Я вырос в эпицентре землетрясения — не было ни архитектуры, ни зданий, ни города. Так что моим первым опытом в архитектуре была пустота архитектуры, и я начал думать, как люди могут перестроить свои дома и города. Одно из самых сильных впечатлений моего детства — отсутствие целых городов в Японии после войны. Я был свидетелем того, как из руин и пустыни стали подниматься мегаполисы, вырастать новая архитектура и формироваться другая среда. Часто должен произойти какой-то толчок, сложиться экстремальная ситуация, прежде чем в архитектуре возникнет нечто стоящее и действительно новое».
«В любом городе необходимо, чтобы от 95 до 99 процентов построек были жилыми, коммерческими или деловыми. Конечно, с этими зданиями вы должны поддерживать определенный стандарт архитектуры. Но также необходимо, чтобы был небольшой процент выдающейся архитектуры, и это должны быть культурные объекты города. Моя политика всегда заключалась в том, чтобы сосредоточиться на музеях, библиотеках, университетах, конференц-центрах и так далее. Мне нравится сотрудничать с разработчиками, которые разделяют этот образ мышления».
«Интересно то, что строительный бум возникает по миру волнами. Что происходит, так это то, что определенный объем денег на развитие просто перемещается из одного региона в другой. Как только они делают что-то в определенных областях, деньги возвращаются к инвесторам, и тогда они ищут следующее место для инвестиций».