Балкришна Витхалдас Доши (26.08.1927 — 24.01.2023), главный архитектор, градостроитель, педагог, обладатель Притцкеровской премии 2018 года и золотой медали RIBA 2022 года, скончался в возрасте 95 лет в Ахмадабаде. Один из самых известных индийских архитекторов, сформировавших архитектуру страны и прилегающих к ней регионов, Доши был вдохновлен работами Ле Корбюзье и Луиса Кана, «сочетал новаторский модернизм с народным языком».
По теме: PMA Madhushala: энергоэффективный дом в Махараштре
Балкришна Доши, известный прежде всего своими проектами городского планирования и социального жилья, а также своей академической работой в качестве приглашенного профессора в различных университетах по всему миру, за свою 70-летнюю карьеру спроектировал некоторые из самых знаковых зданий в Индии.
Он начал учиться на архитектора в Бомбее в 1947 году, когда Индия стала независимым государством. Но так и не завершил его, уехав в Лондон: он хотел подготовиться к экзамену в Королевский институт британских архитекторов, RIBA. От друга он узнал о проектах Ле Корбюзье в Индии и присоединился к его офису в Париже в 1951 году. Там он работал над проектами для Чандигарха, а затем над зданием Ассоциации владельцев мельниц и домом Шодхан в Ахмадабаде. Начиная с 1955 года Доши руководил строительством проектов Ле Корбюзье в Ахмадабаде, где он поселился и открыл собственную практику.
В 1961 году, когда Доши поручили построить новый Индийский институт менеджмента в Ахмадабаде, он предложил свою работу Луису Кану и стал его помощником архитектора проекта. А годом позже Доши инициировал и основал Школу архитектуры, Центр экологического планирования и технологий (CEPT) в Ахмедабаде, для которой он спроектировал и построил здание в 1968 году и где преподавал до 2008 года.
«Дизайн — это приспособление к образу жизни, слияние с ним».
«Если вы посмотрите на деревни и города, по которым естественным образом передвигаются люди, вы поймете, что есть что-то уникальное в индийском чувстве пространства, индийском чувстве времени, форме, цвете, текстуре и даже празднике», — сказал он. Индийский образ жизни — это вторгаться во что-то, накладываться друг на друга, постоянно добавлять что-то новое и изменяться. Мы не те, кто проектирует пространство и думает об этом пространстве как о чем-то священном, но мы думаем, что это неотъемлемая часть нас. Мы естественны, мы одеваемся естественно, ведем себя естественно, сотрудничаем естественно».
«И я думаю, что это то, что я пытаюсь выяснить, чтобы мы не теряли эстетическое чувство, а усиливали и создавали уникальное эстетическое чувство, которое сливается с нашей жизнью».
«Я всегда подчеркивал значение воображения и образов, потому что в моей культуре и семье истории играют важную роль в повседневной жизни. Образы вызывают мысли. Мысли связывают ассоциации. Ассоциации вызывают вымышленые истории. Истории создают мифы. Мифы порождают новые нарративы и новые реальности».
«Настоящая архитектура — это жизнь»