Государственный музей архитектуры представляет выставку посвященную истории изобретения стеклоблоков. Швейцарский архитектор и инженер Гюстава Фальконье (1845–1913) создал стеклянные кирпичи — материал, ставший популярным в мировой строительной практике в течение полувека.
По теме: Тренды дизайна 2021: 6 интерьерных тенденций по версии немецких экспертов
Гюстав Фальконье родился в пригороде Женевы Ньоне, учился в средней школе в Лозанне, затем продолжил учебу в Мюнхене и в Школе изящных искусств в Париже. В родном городе он не только занимался архитектурной практикой, но входил в Совет общин, трудился в местном муниципалитете и ушел в отставку, прослужив 34 года в должности префекта. Кирпичи из выдувного стекла (патент Швейцарии 212 от 27 декабря 1888 годы), которые производила компания Falconnier имели огромный международный успех.Пустотелые стеклянные кирпичи изготавливались ручным способом выдувания с 1880-х годов.
Герметично запаянные, они имели множество преимуществ, включая малый вес, оптимальную прозрачность, позволяющую решить проблему дневного освещения, хорошую звуко- и теплоизоляцию, долговечность и превосходные эстетические качества. Эти преимущества не только получили заслуженные награды на Всемирной выставке в Чикаго в 1893 году, а затем на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, но и пользовались популярностью у таких великих архитекторов, как Эктор Гимар и Ле Корбюзье. А братья Перре украсили ими фасад и лестницу в доме на улице Франклин, 25 в Париже.
«Cтеклоблоки» Фальконье применялись для остекления уличных и коридорных окон, куполов верхнего света, перекрытия зимних садов и оранжерей, для выставочных павильонов и лестничных пролетов. Пик популярности материала пришелся на 1900 – 1910-е годы. В столице и в других городах Российской империи сохранилось множество жилых и общественных зданий, в архитектуре которых были использованы стеклянные кирпичи. Например, Бутырское трамвайное депо, Саввинское подворье в Москве, церковь при Кутайсовском детском приюте в Нижнем Новгороде, особняк Бурылина в Иваново, дом фирмы Фаберже на Большой Морской в Санкт-Петербурге, Николаевский морской госпиталь в Кронштадте... К концу 1930-х годов линии по производству «фальконье» были остановлены, впоследствии было утрачено оборудование. На смену искусному, дорогостоящему и устаревшему стеклянному кирпичу пришли прессованные квадратные и прямоугольные стеклоблоки.
«Фальконье — уникальное изобретение, излюбленный материал эпохи модерна, символ эстетики рубежа XIX – XX веков, — комментирует куратор выставки Анна Кистанова. — Музей архитектуры посвятил свою выставку не только истории стеклянных кирпичей, но и архитектурному наследию и его утратам. Мы хотим привлечь внимание к теме сохранения памятников архитектуры и их научной реставрации».
В 2021 году благодаря сотрудничеству Музея архитектуры и экспериментального производства NWGlass.lab в Санкт-Петербурге была восстановлена технология изготовления стеклянного кирпича Фальконье. Инициировав масштабный выставочный проект и заказав для него более тысячи изделий разных моделей и цветов, Музей архитектуры стимулировал научные разработки и производственные опыты NWGlass.lab, специалисты которого добились максимального соответствия новых изделий историческим образцам. Именно этот успешный эксперимент сделал возможным последующую реставрацию двух исторических зданий — дома Щелухиной в Нижнем Новгороде и дома Ерошенко в Басковом переулке в Санкт-Петербурге.
На выставке «Фальконье. Архитектура света» представлено более 100 предметов из коллекции Музея архитектуры и частных собраний, а также архивные документы и фотографии. Ключевыми экспонатами выставки станут современные стеклянные кирпичи, собранные в разноцветные кладки в пространстве Флигеля «Руина». Они дополнят архитектурно-художественное решение экспозиции, разработанное бюро Planet9.
«Мы также покажем различные образцы строительного стекла, появившиеся во второй половине XIX и начале ХХ века: напольные иллюминаторы в чугунных решетках, оконные призмы системы Люксфер, прессованные стеклоблоки системы Кепплер, настенные плитки Марблит, стекло Монье с проволочной сеткой, стеклянные черепицы и узорчатое стекло, — говорит Никита Андреев, куратор выставки. — Эти строительные материалы стали приметами нового времени ± бурного развития стекольной промышленности и металлургии, удовлетворявших потребности современной архитектуры».
Стеклянный кирпич фальконье стал вдохновением для ювелирного спецпроекта в рамках выставки. Музей и бренд Epic Jewellery представят капсульную коллекцию подвесок и браслетов из серебра и позолоты с цветными камнями (аметистами, цитринами, топазами и другими), ограненными в стиле фальконье. Украшения поступят в продажу в магазин Музея архитектуры. Партнерами показа стали компании Aquaton и Santek.
• «Фальконье. Архитектура света». Москва, Воздвиженка, 5/25, Флигель «Руина, 7 апреля – 20 августа 2023