Какой должна быть школа будущего? Рассказывает архитектор Антон Надточий
11 апреля 2023 г.
Архитектурная мастерская Atrium и журнал «Проект Россия» выпустили книгу-исследование о современных образовательных пространствах. По просьбе Interior+Design основатель бюро Антон Надточий рассказывает, какими характеристиками должна обладать школа для будущего поколения.
Доказано, что образовательная среда напрямую влияет на качество образования и результаты школьников. Сегодня в России в школах обучаются более 16 млн детей. При этом среди всех проектов школ преобладают здания, построенные в период 1960–1980 гг. Что это за школы? Их главное задачей было подготовить человека к выбору одной специальности и дальнейшей работе на предприятии — с единой программой, жестким расписанием, акцентом на предметные знания. В итоге мы получили типовые проекты с одинаковыми классными комнатами и поэтажными планами, строгой специализацией кабинетов, монотонной средой и однообразными коридорами, многие из которых внешне больше похожи на заводы, а не значимые социальные объекты.
По теме: Paris Photo 2018: женщинам о женщинах
Сегодня мы понимаем: чтобы вырастить новое успешное поколение, нам необходима современная образовательная среда. Место, где ребенок сможет не только получить академические знания, но и развить важные для XXI века навыки: креативность, критическое мышление, умение общаться и сотрудничать.


Разнообразие и многофункциональность
Школьные пространства должны предполагать разнообразие типологий и масштабов, а также многообразие сценариев их использования. Так, вместо привычного нам вестибюля, через который проходят основные пути движения, мы создаем важное общественное пространство для коммуникации, взаимодействия друг с другом и проведения коллективных мероприятий, а стандартные коридоры превращаются из транзитных пространств в полноценные рекреации. Здесь можно учиться, играть, проводить выставки и презентации, заниматься индивидуальной работой.
Природа внутри и снаружи
Взаимодействие с природой позитивно влияет на ментальное здоровье. Мы должны придумать, как школьникам проводить больше времени снаружи. Одновременно нужно интегрировать природу в интерьер здания — вспомним про оранжереи, сады или декоративное озеленение. А за счет большого количества окон, через которые будет проходить естественное освещение, будет выстроена визуальная связь с территорией.


Уникальный и современный облик
Архитектура, особенно архитектура общественных пространств, транслирует современные идеи и отражает уровень развития общества. Мы считаем крайне важным с самого детства закладывать высокие эстетические и качественные стандарты, чтобы здание, наполненное естественным светом и воздухом, само по себе мотивировало ребенка с удовольствием проводить здесь время.
Инклюзивная и безопасная среда
Школьная инфраструктура должна быть подготовлена для разных групп населения. Так мы сможем воспитать более толерантное и «заботящееся» общество. Кроме того, мы должны помнить о том, чтобы среда была безопасной и комфортной, нивелирующая любые проявления буллинга. Это обеспечивается, например, за счет визуальной проницаемости помещений или создания индивидуальных кабинок в туалетах.
.jpg.webp)
Школа в городе
Школа — это объект социальной инфраструктуры, который часто занимает центральное место в районе. Однако сегодня территория школы используется только утром и днем, примерно девять месяцев в году. Это неэффективно, и в западных странах современные здания школ используются, в том числе, во внеурочное время для нужд населения. Здесь могут проходить мероприятия для третьего возраста, курсы повышения квалификации, работать мастерские и спортивные секции. Мы предлагаем выстраивать взаимодействие здания с окружением через его облик и новые общественные функции, которые могут быть востребованы жителями. Именно так школа станет по-настоящему значимым общественным пространством района.
.jpg.webp)