Главное шоу Венецианской архитектурной биеннале — это многослойные ответы на главную тему года. Расположенная в исторических местах Джардини и Арсенале, а также в различных палаццо по всей Венеции, программа побуждает посетителей к размышлениям о настоящем и прошлом архитектуры в контексте «Лаборатории будущего» — изучаем разнообразие национальных работ.
По теме: Венецианская архитектурная биеннале 2023: тема и слова главного куратора Лесли Локко
Павильон Испании
Foodscapes, испанский павильон на Венецианской биеннале 2023 года, посвящен архитектуре производства, распределения и потребления продуктов питания. Разработанный Эдуардо Кастильо Винуэса и Мануэлем Оканьей проект фокусируется на теме биеннале «Лаборатория будущего». Объект исследования — архитектура, связанная с цепочкой производства, начиная с местных особенностей до масштабного территориального уровня. Это настоящий, интеллектуальный и инновационный дискурс, который способствует исследованиям, где главными действующими лицами являются испанская архитектура и территория страны.
Павильон Грузии
В павильоне представлена инсталляция «Январь, февраль, март», исследующая влияние водохранилищ на искусственно измененное поселение в Душетском районе Грузии. Здесь можно изучить последствия быстрых политических трансформаций и изменений климата. Выставка разработана архитекторами Гиги Шукакидзе, Ото Немсадзе и Тинатин Гургенидзе и поднимает множество вопросов: «Насколько временен наш след в окружающей среде? Когда мы упоминаем о потоках энергии, миграции, времени и истечении самого ландшафта, о каких потоках идет речь на самом деле? Какова стоимость срыва заказа и создание нового? Можем ли мы считать воду определяющим фактором порядка? В какой мере пространственно-политическое развитие человека может привнести изменения в природу и общество и наоборот?» Организатор — Тбилисская архитектурная биеннале.
Павильон Великобритании
Британский павильон возглавляют Джейден Али, Джозеф Генри, Мениша Келлай и Сумитра Апхэм. Они представляют серию инсталляций шести художников и дизайнеров, включая фильмы и звуковые ландшафты. Шоу «Танцы перед луной» учит новым «повседневным ритуалам» (от выращивания еды и приготовления пищи до игр и танцев). Это подобие инструментов для диаспорных сообществ, позволяющих создавать культурные пространства и представлять новые способы мышления об архитектуре и искусственной среде. Это павильон для переосмысления роли, которую люди играют в формировании застроенной среды. Проект демонстрирует необходимость того, чтобы архитектура воспринимала как предмет не только здания и экономические структуры, но и повседневные социальные практики, обычаи и традиции. Только так они будет осмысленно отражать то, как люди используют и занимают пространство.
Павильон Бахрейна
Павильон, расположенный в Арсенале, исследует уникальные климатические условия экстремальной жары и влажности наряду с современными требованиями к комфорту в Бахрейне. Выставка охватывает все масштабы, подчеркивая ведущее положение инфраструктуры охлаждения по отношению к более широкой экосистеме. Показано, как Sweating Assets — адаптивная система управления ресурсами — предлагает работу с существующими системами с максимальной отдачей, а не запуск заново. Этот проект рассматривает искусственную среду, инфраструктуру и отношения как сложный, богатый ресурсами, искусственный ландшафт. В суровых условиях Бахрейна, где высокая температура и влажность, кондиционирование воздуха производит пропорционально большое количество конденсата. Используя этот побочный продукт антропогенной деятельности, система показывает, как можно перенаправить воду в рамках более крупных экологических образований.
Павильон Канады
Канаду на биеннале представляет кураторский коллектив «Архитекторы против отчуждения жилья» (AAHA). Их проект Not for Sale! направлен на привлечение внимания и поощрение диалога о возможных решениях проблем, вызванных жилищным кризисом в стране. Архитекторы превращают канадский павильон в Джардини в штаб-квартиру кампании за жилье, которое выходит за рамки концепции собственности и подразумеваемой ею «финансовой формы архитектуры». Это — ответ на широкий круг проблем, начиная от недоступности и дефицита жилья до его ненадежности и бездомности. Кураторы обращают внимание, что этот кризис только нарастает как глобальное явление, поскольку экономика страны сильно зависит от спекулятивной недвижимости.
Павильон Ирландии
Врландский павильон исследует культуру отдаленных островов. В определенном смысле это обучение устойчивости. Выставка «В поисках Хай-Бразилии» предназначена для изучения различных культур, сообществ и опыта отдаленных островов Ирландии в поисках новых способов жизни в мире. Курировать ее будет команда кураторов из пяти архитекторов: Питера Кэрролла, Питера Коди, Элизабет Хац, Мэри Лахин и Джозефа Макки. Павильон будет открыт до конца биеннале, после чего инсталляция отправится в путешествие по Ирландии в 2024 году, вплетая мнение периферийных районов в разговор о глобальном будущем.
Австралийский павильон
Австралийский институт архитекторов представляет «Тревожный Квинстаун», в котором рассказывается об одноименных поселениях, найденных по всей бывшей Британской империи. На примере Квинстауна в Тасмании исследуются фрагменты подобных реальных и вымышленных образований — это нужно для изучения идей колониализма и добычи ресурсов. Выставку курируют Энтони Купе, директор Mulloway Studio, и Эмили Пэч, руководитель проекта «Интерпретация + городская среда» в Mulloway Studio, а также академики и фотохудожники из Тасмании. «Квинстаун объединяет деколониальную теорию и практику, переплетая элементы из реальных мест и крупицы современной архитектурной разведки в поисках ингредиентов, которые можно внести в лабораторию будущего», — заявляют организаторы.
Павильон Сербии
Национальный павильон Сербии, курируемый Ивой Нюнич и Тихомиром Дичичем, исследует будущее, настоящее и прошлое архитектуры через призму международной торговой ярмарки 1977 года в Лагосе, Нигерия. В 1961 году международная организация под названием «Движение неприсоединения» пропагандировала антиколониализм — и Югославия призвала государства-члены к активной совместной работе через строительные проекты, направленные на модернизацию, индустриализацию и урбанизацию развивающихся африканских стран, при этом многие югославские архитекторы и инженеры внесли значительный вклад в разработку проектов. В рамках проекта Lagos Fair сотни гектаров водно-болотных угодий были урбанизированы и застроены в период с 1974 по 1976 годы. Структура представляла собой новообразованное многонациональное государство, окно в будущее и разрыв с колониальным прошлым. Зрителю предлагается изучать архитектуру ярмарочных залов с точки зрения будущего.
Павильон Узбекистана
Павильон Узбекистана ставит в центр изучения архитектурное наследие. Фонд развития искусства и культуры при Министерстве культуры Республики Узбекистан (ACDF) в Ташкенте поручил франко-марокканскому офису Studio KO курировать участие страны в нынешней биеннале — и дуэт исследует опыт преобразования дизельной станции 1912 года в Центр современного искусства (ЦСИ) — первый в стране. Он демонстрирует способность студии вдохнуть новую жизнь в исторические сооружения, сохранив при этом их сущность. «Участие — это, прежде всего, сотрудничество, ставящее человека в центр нашего подхода. Благодаря обмену между кураторами и исследователями, мастерами и художниками возникает коллективное предложение, оставляющее место для неожиданностей», — комментирует Studio KO.
Датский павильон
Куратор Жозефин Мишо представляет «Воображаемое побережье» — коллективное исследование прибрежных ландшафтов завтрашнего дня, которые сталкиваются с проблемами из-за повышения уровня моря, вызванного изменением климата. В павильоне представлены различные работы художников, архитекторов и исследователей, которые дают представление о многих проблемах, с которыми они столкнулись. Студия ландшафтной архитектуры Schønherr демонстрирует инновационное предложение «Копенгагенские острова», которое предлагает природные решения для этого мегаполиса. В павильоне также представлены исследования междисциплинарной исследовательской группы «Смягчение повышения уровня моря». Это разработанные архитекторами решения и прототипы магистерской программы «Архитектура и экстремальные условия» Датской королевской академии архитектуры. Посетителей приглашают окунуться в захватывающий опыт драматически поставленного прибрежного пейзажа будущего, созданного сценографом Кристианом Фридлендером, что позволит им испытать изменение климата в масштабе 1: 1.
Павильон Бразилии
"Золотого льва" за лучший павильон в 2023 году получила Бразилия. Экспозиция под названием Terra («Земля») приглашает переосмыслить прошлое, чтобы представить потенциальное будущее, подчеркивая роль земли в формировании нашего наследия и самобытности. Кураторами стали Габриэла де Матос и Пауло Таварес: «Наше кураторское предложение начинается с размышлений о Бразилии как о земле. Земля как почва, удобрение, пол и территория. Но и земля в ее глобальном и космическом смысле, как планета и общий дом всего живого, человеческого и нечеловеческого. Земля как память, а также как будущее, взгляд на прошлое и наследие для расширения области архитектуры перед лицом самых актуальных современных городских, территориальных и экологических проблем». Выставка также исследует Бразилиа, политическую столицу страны, и бросает вызов окружающему ее мифу о том, что в колониальный период город изгнал коренное население.