В Королевской академии художеств устраивают крупную выставку Herzog & de Meuron — зрителям откроются многие аспекты работы бюро, скрытые доныне. Дуэт знаменит своим интуитивным, исследовательским и концептуальным подходом. Глобальный охват их практики впечатляет — это одна из самых известных фирм в сфере современной архитектуры.
По теме: Herzog & de Meuron: здание SUMC в университетском кампусе Шаньтоу
Жак Херцог и Пьер де Мерон активно занимаются архитектурой последние четыре десятилетия. Их творческий метод позволяет создавать здания с характерными чертами, однако не всегда авторство определяется с первого взгляда — стилистика швейцарцев весьма разнообразна. От музея Tate Modern, который определил целую эпоху, до технически сложного стадиона «Птичье гнездо» в Пекине — многие проекты фиксируют культурные моменты, формирующие дух времени. Они также размышляют о будущем медицинской помощи в проектах клиники REHAB в их родном Базеле и детской больницы в Цюрихе. Сейчас их более всего интересует устойчивая архитектура.
Выставка, посвященная архитекторам с даром предвидения, рассказывает об их стиле работы и духе. Познакомившись в 1957 году в начальной школе, Герцог и де Мерон знают друг друга всю свою жизнь. «Хотя у нас, как говорит Жак, разные планы, он занимается своим делом, а я делаю свое, и мы слепо доверяем друг другу», — объясняет Пьер де Мерон. Они часто упоминают, что в их работе важно интуитивное и глубокое чувство родства, которое бывает у друзей. «Я не знал, что такое архитектура, меня никогда не вдохновляла эта идеология или убеждения», — говорит Херцог, который начал изучать изобразительное искусство, прежде чем переключиться на архитектуру.
Тот факт, что их бюро базируется в Базеле, где расположены многочисленные музеи и коллекции, влияет на их внимание к искусству. Они известны сотрудничеством и дружбой с художниками — от Ай Вэйвэя до Томаса Раффа. То, как они воплощают идеи, говорит о художественном подходе — особенно в некоторых из последних проектов, таких как «Часовня» на автомагистрали юга Италии. Архитекторы говорят, что маленькие заказы больше похожи на арт-проекты, поскольку в условиях часто не определяются ни бриф, ни точное место, ни бюджет, ни зонирование — и обычно это скорее условия, в которых работает художник, а не архитектор.
Каждый проект бюро опирается на огромное количество исследований, охватывающих местность, обитателей, зонирование. Один из примеров — их работа над концертным залом Stadtcasino Basel, который органично вписывается в центр города. Этот долгий процесс размышлений над проектами задокументирован, начиная с первых опытов: архив находится в студии Kabinett, высокотехнологичном хранилище и многоквартирном доме на границе Франции, Германии и Швейцарии. Фрагменты этого архива покажут, что архитекторы считают важным для постройки здания и осуществления городского планирования.
Этот уникальный подход к работе отражен и в самой экспозиции — бюро расскажет о своей работе и покажет фильм с элементами дополненной реальности (AR): они стремятся поставить людей и их опыт обитания в зданиях на первое место. В центре внимания будет идея «заботы» (в фильме Беки и Лемуана), а также зал, посвященный детской больнице в Цюрихе. Бюро заявляет, что медицинские центры станут основным направлением их дальнейшей практики.
Herzog & de Meuron, с 14 июля по 15 октября 2023. Галерея Габриэль Юнгельс-Винклер в Берлингтон-Гарденс, лондонская Королевская академия художеств.