Ле Корбюзье, Гропиус, Аалто: 5 домов, построенных великими архитекторами для себя
1 января 2024 г.
Личные дома архитекторов могут дать представление не только об их методах проектирования и организации пространства, но и о философии, которой они руководствовались в работе. Несмотря на небольшой масштаб резиденций, они позволяют понять мировоззрение авторов-создателей: клиентами выступали они сами, а значит, никто не мог наложить ограничения на будущие творения. От планировки до выбора отделки и цветовой палитры — все в проектах отражает ценности, образ жизни и эстетические предпочтения их создателей. Для архитекторов, от Чарльза и Рей Имзов до Алвара Аалто, дом был полем для экспериментов, позволявшим раздвинуть границы самовыражения.
Eames House, Чарльз и Рей Имз
Лос-Анджелес, США, 1949
Первоначально известный как Case Study House № 8, Eames House был введен в эксплуатацию в рамках программы Case Study House, спонсируемой журналом Arts and Architecture Magazine. Инициатива была направлена на изучение новейших материалов и методов строительства, которые стали доступны после Второй мировой войны. Case Study House № 8, спроектированный супругами Имз, служил им домом и ателье до конца жизни. Здание состоит из двух блоков со стальным каркасом, один из которых был собственно жилой резиденцией, а другой — рабочей студией. Легкие и воздушные конструкции были также оптимизированы для того, чтобы их можно было разобрать и собрать в любом месте. В настоящее время дом принадлежит организации Eames Foundation, которая регулярно проводит экскурсии и другие мероприятия в пространстве.
По теме: Чарльз Имз о дизайне: 15 самых известных высказываний

Квартира Ле Корбюзье в Молитор-Билдинг
Париж, Франция, 1939
Дом на рю Нунжессер-э-Коли в Париже был спроектирован архитектором совместно с Пьером Жаннере. Строительство длилось с 1931 по 1933 год. Архитектор решил переехать в дуплекс на верхних этажах, превратив его в собственную квартиру и студию. Здесь он жил вместе со своей женой Ивонн Галлис с 1934 года до своей смерти в 1965 году.
Сам проект стал важным испытанием для отдельных теорий Ле Корбюзье в области архитектуры и урбанизма. Внутри низкие потолки чередуются с высокими сводчатыми, создавая особый ритм в пространстве. Апартаменты были украшены собственными работами Ле Корбюзье и обставлены изготовленной специально для проекта мебелью. Небольшая лестница вела в сад на крыше здания. В 2016 году квартира была внесена в список Всемирного наследия и после реставрации открылась для публики.



Вилла E-1027, Эйлин Грей
Рокбрюн-Кап-Мартен, Франция, 1929
Вилла на Лазурном берегу стала для Эйлин Грей первой работой в архитектурном жанре — до этого она занималась дизайном мебели и интерьеров. Дом по праву считается иконой модернизма. Вилла, с любовью вписанная в ландшафт, создана как уединенное убежище для нее и ее партнера Жана Бадовичи. Интерьер отражает приверженность Грей к комфорту и функциональному дизайну. Для своего будущего дома она продумала все детали, включая мебель и освещение.
По теме: Дома-памятники: вилла Эйлин Грей
В 1930-х годах Ле Корбюзье несколько раз безуспешно пытался приобрести виллу. В 1938 и 1939 годах, останавливаясь в доме в качестве гостя, он нарисовал восемь фресок на белых стенах дома, некоторые из которых были откровенно оскорбительными для Эйлин Грей. Дом ждали и другие потрясения: впоследствии он серьезно пострадал во время Второй мировой войны, и только после масштабной реконструкции вилла была открыта для публики.


Гропиус-Хаус, Вальтер Гропиус
Линкольн, США, 1939
Гропиус-Хаус в Линкольне, штат Массачусетс, был резиденцией архитектора и его семьи в годы его работы в Гарвардском университете. Завершенный в 1938 году дом стал для него первым реализованным проектом в Соединенных Штатах. Современная вилла из бетона и стекла вызвала ажиотаж в архитектурном сообществе, поскольку представила оппозицию привычному жилому ландшафту Америки. После смерти Гропиуса в 1969 году дом стал национальной достопримечательностью, демонстрирующей вневременность его творения.
«Когда я строил свой первый дом в США, мой собственный, я поставил перед собой задачу соединить в концепции те черты архитектурной традиции Новой Англии, которые я нашел еще живыми и адекватными времени. Это слияние регионального духа с современным подходом к дизайну привело к созданию дома, который я бы никогда не построил в Европе с ее совершенно иными климатическими, техническими и психологическими условиями», — говорил сам Гропиус.



Riihitie 20, дом Айно и Алвара Аалто
Хельсинки, Финляндия, 1936
Переехав в Хельсинки, Айно и Алвар Аалто решили построить собственный дом, который также мог бы служить им студией. Проект завершили в 1936 году. Дом на улице Риихитие, 20 четко разделен на две зоны — офисное крыло и жилое пространство.
Постепенно для мастерской потребовалось больше места, и ателье архитектора переехало в новое здание в районе Мунккиниеми, но дом оставался для Аалто основной резиденцией в течение последующих 40 лет. Здание демонстрирует черты «романтического функционализма» с активным использованием дерева и оштукатуренного кирпича в качестве основных материалов отделки, что было характерно для архитектурного языка Аалто. Сейчас дом принадлежит Фонду Алвара Аалто и открыт для посещения.


