Выставка Института Эмилио Амбаса в Музее современного искусства (MoMA) — о защите окружающей среды в архитектуре США. Кураторы ищут концепции новой экологии в опыте прошлого века. Шоу названо Emerging Ecologys: Architecture and the Rise of Environmentism и посвящено реализованным и нереализованным проектам архитекторов, работавших в США с 1930-х годов по 1990-е годы с акцентом на решение экологических проблем.
По теме: Studio MA: городской сад будущего
Это первая выставка, созданная Институтом совместного изучения искусственной и природной среды Эмилио Амбаса, который появился в MoMA в 2020 г. Амбас, предшественник «зеленой архитектуры», считал, что прагматизм в архитектуре должен быть второстепенным, ведь ее цель — вызывать у нас эмоции. Активно работавший с 1970-х годов, он до сих пор поражает своим новаторским мышлением. «Каждое здание — это вторжение в царство растений и вызов природе: мы должны разработать архитектуру, которая станет воплощением примирительного договора между природой и строительством. Мы должны проектировать здания, неразрывно связанные с окружающей средой, чтобы их нельзя было распутать» — утверждал Амбас.
Институт изучает способы примирить архитектуру и природу, понять их взаимодействие, чтобы стимулировать глобальное обсуждение необходимости «зеленого видения» искусственной среды. Зрители увидят 150 американских работ, посвященных изучению взаимосвязи между архитектурой и экологическим движением в Соединенных Штатах с конца XX века. По данным музея, эти проекты предвосхищали, вдохновляли или способствовали решению экологических проблем. Ретроспектива проектов шести десятилетий обращается к прошлому, чтобы предложить решения для будущего. Модели, фотографии, диаграммы, эскизы и другие архивные материалы иллюстрируют эти смелые антиутопические проекты, которые иногда предвосхищали нынешний рост экологической осведомленности и поднимали темы загрязнения, истощения природных ресурсов, защиты биоразнообразия.
Широкий спектр работ в MoMA посвящен пионерам экологической устойчивости, включая Фрэнка Ллойда Райта, Джеймса Уайнса, Ричарда Бакминстера Фуллера, Беверли Уиллиса. Сам Амбас вместе с другими профессионалами — Мае-линг Локко, Жанной Ган, Мередит Гальо и другими — помогает понять, как эти проекты могут способствовать пониманию роли архитектуры в смягчении последствий изменения климата.
В центре экспозиции — знаменитый центр ACROS Амбаса в Фукуоке, Япония. Это здание площадью 100 000 кв. метров было построено 25 лет назад и до сих пор символизирует архитектурный симбиоз с природой. Здесь развивается концепция «зеленый против серого»: в комплексе 14 террасных садов, бассейны, водные пути и панорамный бельведер на крыше. Во время открытия в Центре было представлено 76 различных видов цветов и 37 000 растений. Сейчас зеленая пирамида может похвастать уже 120 разновидностями цветов и популяцией из 50 000 растений.
Архитектор этим проектом ставит под сомнение идею о том, что города предназначены для зданий, а пригороды — для парков. Амбас демонстрирует, как городские центры могут комбинировать зеленые насаждения и новые постройки. Кроме того, центр ACROS способствует снижению эффекта теплового острова, энергопотребления и выбросов углекислого газа. Интерьер включает в себя многоцелевые зоны, в том числе выставочный зал, музей, театр, конференц-залы, офисы и коммерческие помещения, что делает его достопримечательностью для жителей и туристов. Комплекс оказал влияние на известных архитекторов, от Ренцо Пьяно и Жана Нувеля до Тадао Андо, которые высоко оценили его экологическое измерение.
Emerging Ecologys: Architecture and the Rise of Environmentism. С 17 сентября 2023-го по 20 января 2024.