Сильные города или зеленые пригороды: 5 трендов недвижимости
3 ноября 2023 г.
О чем нужно знать выбирающему жильеНулевой километр
Концепция «нулевого километра» получила импульс во время пандемии: ее суть в том, чтобы жить там, где можно до всех точек притяжения дойти пешком, переведя максимум социального взаимодействия онлайн. В городе или пригороде — неважно, главное, чтобы был эффективный интернет, быстрый доступ к товарам и услугам, включая прежде всего образовательные, спортивные и медицинские.
Обратная миграция
После пандемии многие не только не вернулись в офис, но и не вернулись в город. Из всех тревог одна из главных — страх смерти и потери близких, и она заставляет сегодня даже самых коммуникабельных и активных горожан пересматривать приоритеты. Коренное население Парижа и Нью-Йорка устремилось в пригороды и на приморские курорты, подальше от рисков «опасных» метрополий. В зеленые анклавы с лучшей экологией, нежели в городской квартире, где максимально комфортно жить и родителям, и детям в природном окружении, в здоровой окружающей среде. Однако недостатки загородной жизни во многом остались прежними: малое разнообразие коммерческой и социальной инфраструктуры или слабая транспортная доступность.
Развитие периферий
Эталонный тип предместий характерен для бывшего центра большой империи — города Лондон, который сформировался из разросшихся деревень, а позже его окраины стали зоной комфорта для среднего класса. При этом рост «Большого Лондона» регламентирован, ограничен «зеленым» поясом. Аналогично развивается и Париж, где кондоминиумы и таунхаусы сменили послевоенные «рабочие» многоэтажки. Парижская агломерация, где проживает около четверти (!) населения страны, — это система малых городов с 20–40 тысячами жителей, с ровно распределенной инфраструктурой, велосипедными дорожками, медицинскими центрами, школами всех типов и самыми разнообразными парками. В масштабе России большим потенциалом обладают города в паре часов езды от Москвы (такие как Коломна, Серпухов, Переславль-Залесский или Сергиев Посад). Жилье там представляет собой логичную альтернативу коттеджным поселкам. Сильный центр теперь не так нужен, как сбалансированно организованный малый город в доступной близости от столицы.
Человекоцентричность
Города больше не зависят от заводов и фабрик, и предполагается, что их среда должна быть максимально комфортна для жизни. В каком-то смысле происходит деурбанизация крупных метрополий за счет редевелопмента и реконструкции, адаптации старого фонда и строительства новых комплексов с новыми стандартами комфорта. Городская модернизация происходит постоянно. Множатся зоны, свободные от автомобилей, строятся экорайоны, улучшаются транспортные потоки. Происходит переформатирование старых промышленных территорий, развитие локальных производств и мануфактур, поощряется культура городского фермерства. Пересматриваются прежние стандарты городской застройки. Город становится полицентричным. Городские спальные районы модернизируются в независимые полифункциональные кварталы с локальной досуговой и рекреационной инфраструктурой, с коворкингами в шаговой доступности и местными достопримечательностями. В числе других мировых метрополий, развивающихся по этому принципу, — Сан-Паулу, Сингапур, Париж.
Зеленая модернизация
Город уязвим. Изменение климата приводит к новым вызовам для жителей больших городов: экстремальные осадки, ураганные ветры, высокоградусная жара, перепады температур ведут к коллапсам и к тому, что общее качество жизни в сильных центрах падает. Лондон, Чикаго, Нью-Йорк, Роттердам сейчас внедряют стандарты по созданию новой инфраструктуры, адаптированной к стихийным бедствиям, экологическим или гуманитарным катастрофам. Большие дискуссии ведутся о возможностях растений естественным образом противостоять климатическим вызовам. Дождевые сады, биодренажные системы, зеленые крыши должны способствовать решению таких вопросов, как ливневые стоки, загрязненность воздуха и воды, а также защита от эффекта «теплового острова».