Железнодорожный вокзал в центре города Цзясин появился в 1907 году, но был разрушен в 1937-м. На его месте в 1995 году построили новое здание, правда, площадью всего 4000 кв. метров, что совершенно не соответствовало динамично расширяющемуся городу в 100 км от Пекина.
По теме: MAD Architects: стадион как лэнд-арт в Цюйчжоу
Исправить ситуацию, в которой транспортная инфраструктура не поспевает за темпами урбанизации, взялись архитекторы MAD Architects, которые завершили первый в своей большой карьере подобный проект. Благодаря особенному вниманию к ландшафту новый вокзал почти сразу получил неофициальное название «Лесной».
Новый вокзал спроектирован соразмерно человеку. «Мы должны уйти от общего стремления к грандиозным монументальным зданиям и сделать вокзалы и аэропорты общественными пространствами не только с транспортными функциями, но и культурной жизнью, куда горожане с удовольствием приходят отдохнуть и поразвлекаться», — говорит партнер-основатель MAD Ма Янсун.
Отказавшись от гигантизма, архитекторы начали с того, что воссоздали облик станции 1907 года, дополнив конструкцию «парящей» металлической крышей с солнечными панелями, питающими вокзал. Чтобы максимально точно соответствовать оригиналу, было изучено множество исторических документов из городских архивов Цзясина. Примерно 210 000 красных и зеленых кирпичей здания сделаны из глины, добытой в близлежащем озере, и других аутентичных материалов.
Важным решением стало разместить все платформы и залы ожидания под землей — таким образом архитекторы MAD смогли не только сохранить все растения на участке, но и дополнительно высадить еще более 1500 деревьев, в том числе бук, османтус, клен, секвойю и вишню. Дорога к воссозданному старому вокзалу усажена буковыми деревьями, которые, когда полностью сформируются, создадут тень для всей северной площади перед станцией. На южной площади разместили семь зданий с различными культурными и торговыми функциями, а также центральную лужайку площадью около гектара для проведения фестивалей и концертов на открытом воздухе.
Благодаря вертикальному использованию пространства удалось увеличить количество платформ и линий, оставив при этом место для расширения в будущем. Архитекторы MAD говорят, что проект «Лесного вокзала» можно рассматривать как пример адаптации городов, в которых происходит масштабное развитие инфраструктуры: новые объекты должны быть не только современными с инженерной точки зрения, но и становиться центрами притяжения для жителей.