VOX Architects: эффект присутствия, культура созерцания и значение деталей
9 апреля 2024 г.
Борис Воскобойников и Мария Ахременкова рассказывают о переменах в интерьерной сфере, симбиозе культур и эстетик и моде на иммерсивность
Студия VOX Architects, основанная Борисом Воскобойниковым и Марией Ахременковой, создает интерьеры аэропортов, офисы, шоурумы, фитнес-клубы, инсталляции и частные пространства. Их подход — осознание пространства изнутри, его «проживание». В основе лежит исследование взаимодействия интерьерной формы, сознания человека и его образа жизни. Архитекторы размышляют об эстетике будущего, в их инсталляциях можно увидеть элементы высокотехнологичного дизайна и виртуальной реальности.
По теме: VOX Architects: бизнес-зал в аэропорту Нового Уренгоя

О пользовательском опыте
С ощущениями в пространстве мы работаем больше, чем с формой. Мы создаем среду, где важен прежде всего пользовательский опыт. Прорабатывается каждая деталь. Важно, что ты чувствуешь на ощупь, должно быть удобно до всего дотянуться. В большинстве интерьеров, появившихся еще несколько лет назад, ощутима эта разница. По планировкам заметно, что важнее красивая картинка, а не комфорт. Сейчас нужны места, созданные именно для удобства людей. Мелочи решают общий настрой проекта. Мы стремимся с помощью пользовательского опыта донести суть концепции, как в нашем большом проекте «Кибердом», состоящем из двух зданий. Одно историческое кирпичное, другое новое белое. В одном цифровой полигон, в другом суперламповая уютная обстановка. В «цифровой» части взаимодействие с интерьером построено на сенсорах, голосовых командах, а в исторической — жесты не условны, нужно руками включать воду, дотрагиваясь до вентилей, и все связано с моторикой. Смена опыта связана не с эргономикой, а с концепцией: ты доносишь идею проекта через то, как человек всем оперирует, через фотографии это не передать. Нам ближе ощущение предмета как живого, как это воспринимается в синтоизме. Жизнь нужно познавать через все органы чувств. Мы объясняем сотрудникам: ты сам себя должен поместить внутрь этого пространства и его «прожить». Нужно представить, как ты будешь открывать дверь, проходить по коридору, понимать, удобно это или нет. И, прежде чем строить, ты сам проживаешь пространство, тогда оно получается интересное и действительно комфортное.



Культ созерцания
Нам близка созерцательность японской культуры — ее до минимума редуцируемый язык, соединивший синтоизм с современным минимализмом. Японцам удалось виртуозно сплавить вековую культуру и ультрасовременную, у них органично сосуществуют древние храмы и новейшие музеи — Teshima Art Museum по проекту Рю Нишизавы и Реи Наито, обсерватория Энура по проекту Хироси Сугимото, музей цифрового искусства TeamLab. Когда синтоистские представления о мире объединяются с новейшими технологиями и получается гигантский купол из бетона толщиной всего 25 см. Новейшая архитектура создает технологичную рамку для любования природой — водой, закатом, деревьями. Погружение в отражения, тени, стеклянные кровли дает невероятный эффект. Архитектурные элементы, к примеру ступени из стеклянных глыб, глубоко символичны: вы словно поднимаетесь из подземелья вверх к свету, это метафизическое путешествие. Все эти архитектурные эксперименты элитарны — они возможны, когда есть инвестор, дающий свободу создателю. Однако подобные «некоммерческие» объекты дают толчок к развитию всех прилегающих территорий. Так, остров Тэсима, который еще недавно был занят предприятиями, после постройки арт-музея превращается в модный арт-кластер: здесь селятся художники и керамисты. Силами транснациональных архитекторов — Тадао Андо, Хироси Сугимото, — сплавляются различные культуры и появляется нечто качественно новое. У японцев по сравнению с европейцами нет стремления копить мебель, которую передают по наследству. Здесь у многих предметов есть ручки, чтобы их можно было вынести в случае землетрясения. Все компактное и непритязательное. Японцы больше обращают внимание на саму конструкцию. И, как русские, обладают способностью интегрировать любую культуру — китайскую, американскую.

Мегаполисы и утопия
В архитектуре заметно создание неких идеальных капсул, где уже сейчас происходит жизнь будущего, и яркий пример — проект Line в Саудовской Аравии. В разработке его инфраструктуры участвует множество архитектурных студий. Это — чистый эксперимент, возможный при огромном финансировании. Интересно, во что превратится со временем это гигантское сооружение, ведь любая попытка создания подобного «массового» жилья для нескольких тысяч человек обречена на провал. В подобном образовании не может быть равномерного распределения, и это зависит в том числе и от благосостояния членов этого сообщества. Что-то будет пустовать, часть, возможно, станет заброшенной. Наиболее естественная среда обитания для человека — это частный дом. Мегаполисы становятся транзитными, в них не стремятся жить подолгу.

Здесь и сейчас
Мы наблюдаем огромный запрос на эффект присутствия. Хочется переживать все здесь и сейчас — и в интерьерах это подчеркивают с помощью запаха, часто именно он дает ощущение «здесь и сейчас». В одном из наших проектов, экоотеле, мы планировали ароматропу: по мере приближения к зданию погружаешься в его атмосферу. Эту потребность обозначила и компания Moooi в Милане, представив аттракцион по созданию кастомизированных ароматов. Они же показали концепцию, основанную на ощущениях, где внимание уделено мягким обоям, фактурам. Мир погружается в исследование чувственности.
