Сфокусированно работать, сфокусированно отдыхать: как архитектура влияет на состояние офисных сотрудников
15 мая 2024 г.
Мировая практика показывает, что офисы сегодня — это больше, чем просто пространство для работы. Они превращаются в многофункциональную среду, призванную удовлетворять разнообразные запросы современных сотрудников, умеющих ценить work-life balance. Именно поэтому бизнес, который стремится собрать лучших специалистов, должен обеспечить своей команде максимально комфортные условия. Образцовыми примерами человекоцентричного подхода к созданию рабочей среды нового времени являются офисные кварталы STONE Ходынка 2 и STONE Калужская от девелопера STONE. Ключевое отличие этих проектов от офисов старого формата заключается в том, что в их основу легли эстетические принципы формирования пространства, которые изначально проявляются на уровне архитектуры и проходят лейтмотивом через все составляющие кварталов. Об их своеобразии I+D поговорил с авторами архитектурной концепции — партнерами и основателями бюро Kleinewelt Architekten Николаем и Сергеем Переслегиными и Георгием Трофимовым.
INTERIOR+DESIGN:
Сегодня качественную архитектуру невозможно представить себе без авторского видения: современные проекты высокого класса призваны формировать яркий городской ландшафт. В чем заключаются ключевые принципы вашего подхода?
Kleinewelt Architekten:
Самая сложная задача для нас как для архитекторов офисных зданий — спроектировать пространство, в котором есть все необходимое для комфортной работы и нет ничего лишнего. В идеальном офисе важно создать приятную атмосферу, в нем ничто не должно раздражать и мешать работать. В современном мире офис — это, в первую очередь, пространство для созидания. Здесь человек смотрит в будущее, здесь формируются новые ценности, здесь рождаются передовые идеи, которыми мы будем жить завтра, послезавтра и через десятки лет. И рождаться они должны в прекрасных, вдохновляющих условиях. Повседневная работа профессионалов в самых разных сферах кроет в себе множество амбициозных вызовов, и мы стремимся создавать среду, которая им соответствует.
I+D:
Учитываете ли вы определенные тренды в сфере офисной недвижимости?
KA:
Мы видим и чувствуем тренды, но не следуем им. В попытках угнаться за какими-либо тенденциями профессионал автоматически становится ведомым. Мы же, напротив, стремимся формулировать мейнстрим, изобретать нечто принципиально новое, на этом и построена наша архитектура. Каждый наш проект — серия изобретений, неизбежно связанных с серьезными вызовами, которые по-разному раскрываются в процессе реализации. В отношениях со STONE мы особенно ценим безоговорочную поддержку девелопера во всем, что касается тонкой работы на полутонах — внимательного отношения к фактурам, текстурам, цвету. К сожалению, многие застройщики не понимают такого подхода, особенно в условиях жестких рамок, связанных с требованиями рынка и экономики.
Создать проект, бездумно следуя трендам, — это, пожалуй, самый простой путь. Можно просто разукрасить фасад так, чтобы это было модно, но актуальной такая архитектура будет буквально пару лет, а может, и меньше. Наша работа со STONE основывается на материях, которые нельзя осмыслить в категории трендовости, поскольку они не измеряются количеством времени. Речь о правильных пропорциях, гармоничных соотношениях в структурах объемов, детальной проработке фасадов — это будет цениться всегда. Нам кажется, что именно такие вневременные архитектурные коды создают главную ценность, которую мы вкладываем в идеологию нашей деятельности.
I+D:
Архитектурные концепции STONE Ходынка 2 и STONE Калужская отличаются, но, тем не менее, в них прослеживаются и общие мотивы. Чем были обусловлены стилистические и конструктивные решения в этих двух кварталах?
KA:
Эти проекты объединяет то, что в обоих случаях мы отталкивались от задачи и от контекста самой локации. Ходынка — это первое место в нашей стране, откуда начали осуществляться регулярные рейсы между Европой и Россией. Ходынское летное поле — по факту первый полноценный аэропорт в Москве. Аэропорт метафорически означает телепортацию в неизведанное, для нас он стал аллегорией триумфа инноваций и взгляда, устремленного в будущее. В архитектуру STONE Ходынка 2 заложены именно эти образы. У стройных стеклянных объемов неслучайно есть деликатные скругления: плавность линий отсылает к форме самолета, которая подчинена правилам аэродинамики. Помимо этого, такой прием помог нам смягчить некую жесткость, радикализм генплана Ходынского поля. Так же, как и разновысотность зданий: благодаря ей полоса между торговым центром и парком теперь выглядит более целостной.
Три воздушных объема и коридоры, по которым можно попасть из одной башни в другую, контрастируют формой и материалами с нижней частью башен. Это история про взаимодействие двух пространств: из парящей галереи открываются виды на парк, и резиденты чувствуют себя в открытом зеленом ландшафте. В галерею можно спуститься напрямую из любой офисной башни или подняться по эскалатору из центрального двора. Здесь появятся торговые и общественные пространства — во время перерывов у сотрудников будет возможность переключиться и полностью сменить обстановку. Три разноуровневые башни визуально вплетены в эту ленту инфраструктуры — благодаря ей общее впечатление от ансамбля сохраняет легкость. Поддержать его позволяет и динамичный ритм фасадов из стекла и металла, воплощающий в себе новый пространственный порядок. Разный шаг и плотность ламелей создают изысканный архитектурный результат, который соответствует контексту активно развивающейся локации. Сам проект как объект искусства поощряет свободное пространственное воображение, позволяя развивать насмотренность и креативность — качества, которые могут пригодиться представителям любой профессии.
Если говорить о STONE Калужская, то здесь тон работе задала особая атмосфера Юго-Запада Москвы, где легко почувствовать атмосферу научно-студенческого кампуса. Еще в 1935 году в Щусевском генплане эта часть города была обозначена как «зеленый клин» Москвы — она привлекает обилием лесопарковых зон. Здесь же исторически располагались учреждения, связанные с прогрессом: университет, другие высшие учебные заведения, корпуса Академии наук. В нашем проекте мы решили зафиксировать ценности, связанные с интересным переплетением экологии и науки, которое формирует среду для интеллектуальных изысканий. Офис — это тоже пространство циркуляции идей, поэтому на территории STONE Калужская создана атмосфера прекрасного творческого поиска. Сама архитектура подчеркивает идею свободы, без которой невозможен созидательный труд: ее воплощением стали прозрачные стеклянные здания.
Наши концепции — это своего рода реминисценция, которая при помощи визуальных образов расскажет об этом месте очень многое даже тем людям, которые ничего о нем не знают.
I+D:
Квартал STONE Ходынка нужно было вписать в район с уже сформированным ландшафтом. Как вам это удалось?
KA:
Разрабатывая проект STONE Ходынка 2, мы стремились создать чистую и стройную структуру здания, которая имеет тесную визуальную связь с городом и формирует четкую границу прилегающего парка, обрамляя собой сложившийся зеленый ландшафт. Благодаря продуманной геометрии расширяющихся кверху объемов квартал словно «приглашает» резидентов в уютные благоустроенные зоны на своей территории. Полукруглые формы офисных этажей становятся красивой аллюзией на силуэт парка Ходынское поле. Парк, в свою очередь, превращается в продолжение территории офисного квартала и воспринимается как его органичная часть благодаря сквозной «парящей» галерее. Мы намеренно подняли стилобат вверх, чтобы сохранить проницаемость между парком и всеми зданиями — к зеленым зонам всегда открыт прямой доступ. STONE как профессиональный офисный девелопер отмечает, что сейчас особенно высок запрос сотрудников на близость к благоустроенной природной среде: она дает возможность быстро переключаться с рабочего на личное и находить разные возможности для досуга, способствует обретению внутреннего баланса и снижению стресса — а значит, положительно сказывается на продуктивности работы.
I+D:
А как интегрирован в окружающую среду комплекс STONE Калужская?
KA:
Проект на Калужской имеет живой силуэт, он особенно интересен с точки зрения градостроительства за счет своего расположения — на пересечении улицы Академика Семенихина и Старокалужского шоссе, где центральным объединяющим элементом является площадь у выхода из метро «Калужская» и «Воронцовская». Ранее у этого района не было ярко артикулированного эпицентра, и наш комплекс им станет благодаря выразительной архитектуре, богатому благоустройству парковой территории и насыщенной инфраструктуре. В окрестностях Калужской еще три-пять лет назад не было вообще никакого контекста, и мы прямо сейчас формируем его и задаем высокую планку для будущего развития локации, создаем своеобразные «ворота» в район.
Две башни, обращенные к площади, завершены парящими объемами, которые визуально отделены от основного стеклянным поясом. Динамику и характер задают верхние архитектурные элементы с акцентным диагональным вектором, напоминающим по форме стрелку. Каждая словно указывает на «свою» улицу: Обручева, Академика Семенихина, Старокалужское шоссе. Расположенное в глубине участка офисное здание, напротив, представляет собой статичный и строгий, вытянутый по оси стилобата, горизонтальный объем, выступающий фоном для стоящих перед ним башен и связывающий их в единый архитектурный ансамбль.
I+D:
Как запросы сотрудников изменили архитектуру и интерьеры офисных пространств в последние годы?
KA:
Повторюсь, что в нашем понимании офисы являются пространством созидания. Сегодня невозможно заставить талантливого человека работать в условиях, которые ему не нравятся. Он находится в конкурентной среде, поэтому в любой момент может уйти в другую компанию. Качество пространства становится той интонацией, с которой работодатель говорит с членами своей команды. Если она им не понравится, пусть даже и в мелочах, то знающих себе цену специалистов ничто не удержит. Неотъемлемая часть этой метафоричной интонации, которая будет вызывать доверие и желание остаться, — это насыщенный инфраструктурный блок. В отличие от офисов старого образца рабочие пространства нового формата невозможно представить без многообразия инфраструктурных объектов и гибких свободных зон для работы.
I+D:
Какая инфраструктура предусмотрена в STONE Ходынка 2 и в STONE Калужская?
KA:
Комплексная инфраструктура квартала STONE Ходынка 2 объединяет и способствует креативному мышлению за счет создания мест для общения, обучения, активного и пассивного отдыха, занятий спортом и поиска творческого вдохновения. Так, жемчужиной проекта станет ресторан с открытой видовой террасой, позволяющий резидентам планировать встречи и бизнес-ланчи, не покидая офис. Ресторан будет открыт и для гостей квартала — любой желающий сможет отдохнуть здесь с видом на парк Ходынское поля. Нескромно заметим, что считаем — это будет классный видовой ресторан на Ходынке.
В башнях STONE Ходынка 2 также будет создано freework-пространство с открытой планировкой: локация, где резиденты смогут с комфортом поработать за ноутбуком, зарядить технику и провести конференц-колл в тишине. Такая возможность сменить обстановку и на время переместиться из офиса в другое место часто оказывается особенно важной для представителей поколений Y и Z, которые не привыкли к строгим рамкам и ограничениям. Важным элементом внутренней инфраструктуры станет конференц-зал: он позволит бизнесу эффективно использовать офисное пространство и проводить стратегические сессии, совещания и обучающие мероприятия на территории бизнес-центра, не нуждаясь в аренде дополнительных площадей. Среди других элементов инфраструктуры STONE Ходынка 2 — фитнес-студия, спа-центр и арт-галерея.
В квартале STONE Калужская также появятся все инфраструктурные объекты подобного плана: здесь планируется разместить кафе и рестораны с летней верандой, оборудованный конференц-зал и бизнес-гостиную, фитнес-клуб и благоустроенные пространства для отдыха на открытом воздухе (так, у резидентов двух башен появится возможность работать на собственной видовой террасе, с которой открывается прекрасный вид на юг города). В стилобатной части предусмотрена торговая галерея сразу с двумя этажами ритейла.
Такой набор возможностей в шаговом доступе дает офисным сотрудникам уверенность в том, что сразу после работы они могут качественно отдохнуть и перезагрузиться. Благодаря интеграции мест для разнопланового досуга офис перестает восприниматься исключительно как среда для ежедневного исполнения рутинных задач, а превращается в пространство для сотворчества и созидания, укрепляющее лояльность сотрудников к бизнесу и своей работе в целом.