Идея книги Chacarita Moderna: The Brutalist Necropolis of Buenos Aires («Современная Чакарита: бруталистский некрополь в Буэнос-Айресе») родилась у французского архитектора, исследователя и куратора Леи Намер (Léa Namer), когда она обнаружила некрополь Sexto Panteón во время визита в столицу Аргентины десять лет назад.
По теме: Ольга Яковлева и Павел Стефанов: крематорий в Воронеже
А когда она узнала, что автором революционного проекта места для захоронения была одна из первых женщин-архитекторов Аргентины Итала Фульвия Вилла (Italia Fulvia Villa), ее интерес еще больше разгорелся. Так появилась книга Chacarita Moderna: «Чакарита» в названии отсылает к самому известному кладбищу Аргентины, построенному в 1871 году для погибших от свирепствовавшей в то время желтой лихорадки.
Sexto Panteón был возведен в Буэнос-Айресе в 1949 году как подземный некрополь для 150 000 захоронений. В послевоенный период Аргентина начала быстро развиваться и стала второй страной в мире по численности эмигрантов после США. Стремительное увеличение населения потребовало нового взгляда на все градостроительство — не стали исключением и кладбища.
Итала Фульвия Вилла (1913–1991), работавшая в департаменте архитектуры, была ярой сторонницей подхода Ле Корбюзье к планированию городов и разделяла его представления о том, как должны выглядеть современные ей проекты. Одой модернизму стал и некрополь Sexto Panteón. Изготовленные из текстурированного бетона скульптурные объемы врыты в землю, их серый цвет оттеняется зеленью газона, характерные бруталистские формы создают одновременно торжественное и умиротворяющее настроение.
Несмотря на то что некрополь Sexto Panteón — один из первых модернистских проектов в Аргентине, его изучению почти не уделялось внимания. Лея Намер вспоминает, как в 2014 году впервые спустилась по бетонной лестнице в подземную часть кладбища: «Я была впечатлена эстетикой некрополя, светом и тишиной в подземном мире, который показался мне современным переосмыслением римских катакомб. Это было настоящее потрясение: ни одно здание за время всех моих путешествий по миру никогда не вызывало во мне таких эмоций. Я почувствовала, что обнаружила что-то значительное, и у меня было странное ощущение, что это открытие изменит мою жизнь».
Так и получилось. Книга вызвала международный интерес, получила гранты и признание. Сотрудничая с редактором Анной Марией Леон и фотографом Федерико Каироли, Лея Намер познакомила широкий круг с настоящим шедевром архитектуры, открыв Sexto Panteón заново.