Принципы конструктивизма: большое интервью с командой Центра «Зотов»

Принципы конструктивизма: большое интервью с командой Центра «Зотов»

23 июля 2024 г.

INTERIOR+DESIGN поговорил с командой Центра «Зотов» о принципах конструктивизма и современном взгляде на него. В разговоре приняли участие генеральный директор Дарья Филиппова и кураторы выставочного направления Полина Стрельцова и Анна Замрий

Центр «Зотов» — на сегодняшний день, пожалуй, главная институция, посвященная исследованию конструктивизма, в Москве и в России. Пространство открыли всего два года назад, но за это время команда проекта успела сделать серию знаковых выставок, запустить архитектурную школу и культурную программу, которая включает кино, спектакли, открытые лекции, а весной этого года была анонсирована грантовая программа для исследователей. Стратегия развития Центра «Зотов» считывается как образовательная и исследовательская в глубинном смысле — команда проекта объединяет на своей площадке знания о конструктивизме, переосмысляет их и делится ими, а также создает условия для того, чтобы расширить понимание самой идеи конструктивизма в обществе.


По теме: Хлебозавод и зрелища: интервью с директором Центра «Зотов» Дарьей Филипповой

Можно ли назвать конструктивизм не только стилем, но и мировоззренческой моделью? Если да, то какие ценности она включает и почему это важно с точки зрения сегодняшнего времени?

Полина Стрельцова Конструктивизм — это метод, который возник как результат формирования новой индустриальной культуры. Для него характерно проектное аналитическое мышление, социальная ориентированность и стремление участвовать в строительстве новой жизни. Он был отражением эпохи, в которой даже время и пространство воспринимались иначе: воздух был наполнен ожиданиями грядущих открытий, а в союзе человека и науки виделась большая свобода. Открытия раннего авангарда разрушили границы между разными направлениями творческих методов. Скульпторы, живописцы и архитекторы переосмысляли свой инструментарий — цвет, свет, объем, пространство. Авторы декларировали необходимость не только художественного синтеза, но деятельное участие в общественной жизни. Так появилось понятие «искусство жизнестроения». Эти поиски символов и инструментов нового времени ярко проявились в зарождавшемся тогда дизайне через новый функционально-эстетический подход и создание предметно-пространственной среды. Эти идеи сегодня можно встретить повсюду в ежедневной практике дизайна, архитектуры, педагогики. Привычные нам понятия эргономики, социального подхода, анализа психологических и биологических потребностей человека — наследие того времени.

Какие есть самые известные примеры бумажного или «утопического» конструктивизма?

Анна Замрий Большинство возвышенных и воодушевляющих идей, рожденных советской авангардной архитектурой 1920-х годов, оказались невостребованными и сохранились только на бумаге. Они были лишены ностальгии по прошлому, смотрели исключительно в будущее и подпитывались оптимистической утопией о промышленном, экономическом и социальном чуде.

Если говорить о масштабе конструктивистских проектов, с одной стороны, мы можем обратиться к классификации по площади проектирования — здание, комплекс, город, система расселения. Последняя категория широко представлена концепциями застройки городов, промышленных узлов, локальных систем расселения. В числе примеров можно назвать проекты по преобразованию города Сталинграда работы братьев Весниных (1930 год), жилой пояс и план города Магнитогорска авторства бригады ОСА под руководством Леонидова (1930 год). Работы по комплексной градостроительной организации среды, по существу, завершают развитие конструктивизма как стиля.

С другой стороны, вопрос масштаба можно трактовать и как размышление о степени распространения проектных идей и их присутствия в стране. В таком случае работу секции типизации объектов строительства Строительной комиссии (Стройкома), которую возглавлял Моисей Гинзбург, можно рассматривать как один из самых масштабных конструктивистских проектов. С 1928 года они описывали типы жилых ячеек и формировали методологию проектирования и строительства. Если бы этот «конструктивистский проект» не свернули бы, то с большой вероятностью жилье в советском государстве строили бы по правилам Стройкома.

Можно ли увидеть влияние этих идей на городскую среду в Москве или в других городах России?

Анна Замрий Конструктивисты стремились перестроить весь мир, но успели сделать только показательные проекты, которые символизировали модель нового мира. В Москве сохранился дом Наркомфина, общежитие имени Орджоникидзе, жилой комплекс «Показательное строительство». Самый большой жилой конструктивистский квартал тоже находится в Москве — он называется Рабочий поселок имени 1905 года и относится к Пресне, в этом же районе расположен нынешний Центр «Зотов», а в прошлом он же хлебозавод №5 имени Зотова. К предмету нашего интереса относятся улицы Костикова, Мантулинская, Анны Северьяновой и Шмитовский проезд. Над проектами работала группа архитекторов — Блохин, Бибиков, Волков, Грушин и другие. Сильный уклон ландшафта и неправильная форма кварталов определили особенности планировки и сложную конфигурацию домов, так называемую «переменную этажность». Изломанные и острые очертания, разные углы с уступами, пластика фасадов с выступами и западающими частями — это и есть то, на что стоит обратить внимание. На одном из корпусов они сделали эксперимент по экономичному декору — красным и силикатным кирпичом выложили ромбовидный орнамент. Композицию района отстраивали от дома с магазином «Коммунар», его проектировал Александр Куровский.

В основе конструктивистского подхода в архитектуре лежит экономически обоснованная работа не только с конструкцией, но и с материалом. Эксперименты по оптимизации и адаптации проектов привели к возникновению такого феномена как «деревянный конструктивизм». Уникальный конструктивистский поселок Чагода Вологодской области сформировался вокруг градообразующего предприятия — одного из первых в стране механизированных заводов «Стеклострой». Его главным инженером был Яков Зеликман, а главным архитектором Ной Троцкий. По генплану поселок рассечен тремя лучами, которые расходятся от главной площади, а застройка состоит из серии двухэтажных деревянных домов, представленных несколькими типами. Это дома-коммуны башенного типа, дома для инженерно-технических работников и средовые дома. В апреле 2021 года несколько домов в центре поселка признали памятником архитектуры, но вопрос сохранности стоит остро. Многие деревянные дома в аварийном состоянии, некоторые сгорели.

Какие имена стоят за появлением термина «конструктивизм» и как они связаны с выставочными проектами в Центре «Зотов»?

Полина Стрельцова Конструктивизм появился чуть больше 100 лет назад у нас в стране. В качестве исторической точки отсчета мы берем публикацию Алексея Гана 1922 года, в которой он пишет о том, что впервые рабочая группа конструктивистов в составе конструктора «Массового действа» Алексея Гана, живописца Варвары Степановой и живописца-беспредметника Александра Родченко провела заседание 13 декабря 1920 года.

Позже, в 1921 году, появилась рабочая группа конструктивистов при Институте художественной культуры, там велась лабораторная и теоретическая работа, которая была была нужна для того, чтобы проработать идеи конструктивизма. В группу вошли Алексей Ган, Карл Иогансон, Александр Родченко, Варвара Степанова, Георгий и Владимир Стенберги и Константин Медунецкий. Результатом их работы стало начало практической деятельности конструктивистов.

Дальше театральный режиссер Мейерхольд начинает работать с конструктивизvом в театре, Попова проектирует для него декорации, а вместо костюмов для актеров они используют проодежду. Кинорежиссер Дзига Вертов становится основоположником документального кино — материалом которого становится сама жизнь. Тогда же складывается минималистичный язык графического дизайна, одним из пионеров которого становится Александр Родченко. В конце 1922 и начале 1923 конструктивизм нашел пространственное воплощение в проекте «Дворца труда» братьев Весниных на Театральной площади в Москве. Позже, в 1924 году, один из братьев, Александр Веснин, вместе с Моисеем Гинзбургам организовали ОСА — ассоциацию современных архитекторов, группу зодчих конструктивистов, которые в своей работе использовали функциональный метод.

Полина Стрельцова Выставочные проекты Центра «Зотов», как центра изучения конструктивизма, были напрямую связаны с этими сюжетами. На первой выставке «Конструктивизм. Начало. 1922» мы рассказали историю возникновения метода и направлений искусства, в которых он воплотился — театр, кино, архитектура, графический дизайн, текстиль и даже музыка.

Проект «Логос: голос конструктивизма» был посвящен новому художественному языку в самых разных формах работы конструктивизма со словом — печатным, экранным, аудиальным, через монтажный и трансмедийный метод творчества.

Выставка «Работать и жить. Архитектура конструктивизма. 1917-1937» показывала принципы конструктивизма в пространстве. Также в прошлом году мы начали серию монографических выставок. Первая была посвящена Александру Родченко, в августе откроется проект «Мем. Маяковский-медиа», а осенью планируется выставка к юбилею Всеволода Мейерхольда.

Кто из конструктивистов уделял особое внимание предметам интерьера, какие, с этой точки зрения, критерии были важны и какие известные примеры можно вспомнить?

Анна Замрий Одна из особенностей конструктивистской архитектуры заключается в том, что «внутренняя архитектура», то есть интерьер, никогда не оставались без внимания архитекторов. Проектирование было комплексным — все здание: и фасад, и внутреннее пространство, и конструкция, и материалы — как единый организм. Александр Веснин, отец архитектурного конструктивизма, писал, что есть нерушимая связь между архитектурно-организованным пространством помещения и его функциональным назначением, он же ввел термин «переливающихся пространств» — особой «системы организации интерьера, увеличивающую как его художественную выразительность, так и функциональную целесообразность». Среди самых известных конструктивистов, занимавшихся проектированием предметной среды — Эль Лисицкий, Владимир Татлин и, опять же, Александр Родченко.

Эль Лисицкий грезил созданием кафедры интерьера во ВХУТЕМАСе, что ему, отчасти, удалось — он вел курс «Проектирование мебели и художественного оформления помещений» в несколько урезанном виде на кафедре деревообделочного факультета. Большинство курсовых и дипломных проектов, выполненных студентами под его руководством, были связаны с концепциями встроенной и трансформирующейся мебели. В докладе «Художественные предпосылки стандартизации гражданской мебели» 1928 года он формулирует пять критериев качества для современных вещей: соответствие внешнего вида предмета его функциональному назначению (честность), ясная композиционная выраженность структуры (четкость), простота оформления как «богатство, стремящееся к лаконизму» (элементарность), геометричность формы, индустриальный характер производства изделия.

Конструктивисты Родченко и Татлин также разрабатывают авторские программы и преподают во ВХУТЕМАСе проектирование мебели и предметов интерьера. Александр Родченко сосредотачивается на проектировании модульной и трансформируемой мебели, в то время как Владимир Татлин центральной проблемой проектирования обозначает «культуру материала».

Когда речь идет об изобретении чего-либо нового, то неизбежны и провалы. Какие ошибки, с точки зрения организации пространства для жизни, совершали конструктивисты?

Анна Замрий Никакой прорыв и ничего большого невозможно сделать не меняя существующий порядок вещей. Масштаб идей и проектов требовал не только определенных экономических и технических ресурсов, которых не было, но и изменения социальных и когнитивных представлений в масштабах всей страны. Такие глубинные изменения просто невозможны в короткие сроки, на них нужны десятилетия. Поэтому часто можно встретить воспоминания о реальной жизни в конструктивистских домах, кварталах, городах, которая совсем не была похожа на сказку, ведь идеи обобществленного быта не выдержали проверку реальной жизнью.

Можно ли считать ошибкой веру в возможность осуществления большой идеи? Кто-то ответит на этот вопрос утвердительно, но мне видится, что это большая удача для нас всех — наследников конструктивистов, ведь без этого невозможно движение вперед.

Какую роль играет сегодняшний Центр «Зотов» с точки зрения истории и современности в контексте конструктивизма?

Дарья Филиппова Миссия центра — изучение и актуализация темы конструктивизма. Своей первой выставкой мы обозначили круг наших исследовательских интересов — рассмотрели направление с разных сторон. Каждая следующая выставка — это погружение в определенную тему, феномен, знакомство с выдающейся фигурой. В нашем подходе мы не выбрали путь хронологического изучения истории конструктивизма, а начали сбор большого пазла, в процессе которого находим также и новые элементы общей картины. То же можно сказать и про нашу параллельную программу, которую мы наполняем новыми форматами, рассматривая конструктивизм через кино, музыку, театр. Надеюсь, центр со своим появлением стал играть роль некоего связующего звена для институций и специалистов, которые здесь аккумулируют знания о конструктивизме и переосмысляют его для современной аудитории, чтобы посетители тоже смогли проникнуться идеями направления.

Были ли приняты какие-то принципиальные решения во время реконструкции здания Хлебозавода №5? Может быть, есть истории о том, как что-то казалось невозможным сохранить, но это было очень важно и в итоге получилось.

Дарья Филиппова Первоначально во всем здании центральный объем, облицованный плиткой, был одинаковым, потом из-за количества сетей на 2-м и 3-м этажах мы решили эту часть расширить, а коммуникации убрали внутрь, но на 4-м этаже этот элемент удалось сохранить. Чтобы сделать вентиляцию пришлось поднять уровень пола во всей цилиндрической части здания. Плитки на полу лестниц и на стенах во многих местах не было или она была в плохом состоянии, но ее смогли законсервировать, расчистить и сохранить — сейчас это позволяет посетителям почувствовать заводскую атмосферу внутри здания.

Как вы планируете поддерживать и влиять на развитие конструктивизма в России? Расскажите о грантовой программе и о других планах.

Дарья Филиппова Весной мы запустили грантовую программу, в которой могли поучаствовать исследователи конструктивизма со всей страны. Существенно и то, что она включала отдельное направление «Конструктивизм. Дальний Восток», связанное с изучением наследия конкретного региона. За два месяца мы получили 50 заявок от совершенно разных исследователей — историков музыки и архитектуры, искусствоведов, культурологов, киноведов. Нам было важно запустить общероссийскую грантовую программу — так мы можем собрать на платформе центра наиболее полное представление о конструктивизме и поддержать интересующихся темой исследователей. Осенью у нас пройдет конференция, где этими знаниями можно будет обмениваться, формулировать новые темы и вопросы. Также мы занимаемся актуализацией знаний в нашем поле — приглашаем студентов творческих вузов рассуждать о наследии конструктивизма и его связи с современностью через небольшие выставочные проекты на первом этаже центра. С молодыми архитекторами мы работаем на проекте «Летняя архитектурная школа», там преподаватели показывают возможности отношения к архитектуре и к ее созданию, а программа скорее напоминает авангардные практики. В числе важных планов — хотелось бы больше работать с современными художниками в направлении выставок-исследований. Можно сказать, что за время работы центра мы уже объединили людей, которым интересен конструктивизм, теперь важно развивать и поддерживать эту среду, чтобы в ней встраивались взаимосвязи, появлялись новые идеи и новые имена.

Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит