В поисках модернизма: Ольга Казакова о путешествиях по миру и архитектурных шедеврах прошлого столетия

В поисках модернизма: Ольга Казакова о путешествиях по миру и архитектурных шедеврах прошлого столетия

27 июля 2024 г.

Чему может научить нас архитектура XX века? Отвечает историк архитектуры Ольга Казакова

Модернизм

Модернизм — это значительная часть культуры человечества, не менее значимая, чем Колизей или собор Парижский богоматери. Мне казалось интересным научиться видеть и понимать красоту зданий, которые многим кажутся просто коробками. За ними скрывались большие социальные идеи, попытки построить новый мир и иначе решить проблемы, которые принес XX век: увеличение количества населения, скорости жизни. Скачкообразное развитие инженерии, технологий, строительных материалов при тех сложных задачах, которые стояли перед архитекторами, предоставляло и новые возможности.


По теме: Самые красивые дома мира: 25 частных резиденций

Ольга Казакова, историк архитектуры, кандидат искусствоведения, сооснователь и директор НКО «Институт Модернизма»
Библиотека В Ашхабаде, проект архитектора Абдуллы Ахмедова

Здание

Здание важно не просто увидеть. Архитектура — это искусство, которое находится в среде, имеет объем, есть вещи, которые можно именно ощутить, как, например, поворот лестницы. Я много раз видела павильон Миса ван дер Роэ в Барселоне на фотографиях, но никогда не понимала, что в нем особенного: плоскость, еще одна плоскость, стекло, рама. В реальности разница фактур, выверенные пропорции, объем воздуха внутри, то, как одно помещение перетекает в другое, как ложатся тени, — все это формирует какое-то идеальное пространство. Известно, что многие советские исследователи, не имея возможности путешествовать, изучали архитектуру и искусство по фотографиям, и это очень болезненная, трагическая страница в истории. Путешествия не должны умереть. Даже очки виртуальной реальности не дадут полного представления о здании — возможности ощутить это сочетание гладкости и шероховатости, нагретого солнцем бетона и холодного стекла.

Павильон Миса ван дер Рое в Барселоне, реконструкция. Фото: Vicens
Павильон Миса ван дер Рое в Барселоне, реконструкция. Фото: Vicens

Сегодня

Сегодня мы с большим интересом открываем для себя Казахстан, Узбекистан и другие страны с их богатой культурой. Советский Союз если был и не вполне единым пространством, то воспринимался тогдашними жителями как одна страна. Многие процессы происходили параллельно, иногда диктовались из центра. Чтобы пересмотреть эти колониальные отношения, важно путешествовать. Это дает возможность увидеть своими глазами архитектуру как воплощение социального порядка.

Ключ успеха

Ключ успеха в поисках модернизма прост — готовиться заранее и не полагаться ни на кого. Были ситуации, когда я не уделяла достаточно времени подготовки и узнавала, что пропустила что-то важное, уже вернувшись. Не обязательно уезжать далеко: в Москве есть дом Мельникова, памятник модернизма, который абсолютно точно стоит увидеть. Здесь могут помочь сами имена архитекторов: например, интересно посетить не так давно открытую личную квартиру Ле Корбюзье в Париже или дом Шрёдер в Утрехте, построенный по проекту Геррита Ритвельда.


По теме: Геррит Ритвельд: 8 фактов о доме Трюс Шрёдер

Квартира Ле Корбюзье в Молитор-Билдинг, Париж, Франция, 1939

В Ашхабаде

В Ашхабаде есть библиотека, построенная по проекту Абдуллы Ахмедова. Это образец советского брутализма, одного из поздних ответвлений модернизма. Ее сохранность внушает опасения: фасад отделан новой плиткой, окна заменяют на пластиковые, которые мгновенно уродуют любое здание. Хотя люди, которые работают в библиотеке, готовы о нем заботиться, возможностей простых библиотекарей недостаточно. При этом в силу закрытости Туркменистана туда сложно попасть. Я очень надеюсь, что этот памятник модернизма переживет эпоху разрушения памяти о XX веке. Я видела довольно много модернистских объектов, но именно этот впечатлил меня высочайшим качеством архитектурной культуры, продуманностью каждой детали.

Библиотека в Ашхабаде, проект архитектора Абдуллы Ахмедова
Библиотека в Ашхабаде, проект архитектора Абдуллы Ахмедова

В Бразилиа

В Бразилиа я жила в гостинице, которую строил Оскар Нимейер, и на одну ночь мне даже удалось поселиться в его номере. В стране чтут память о нем: например, в ресторане гостиницы есть столик, который навечно зарезервирован для архитектора. Это производит впечатление как пример сохранения памяти о человеке, который стал культовой фигурой в истории XX века.

Федеральный верховный суд Бразилии, построенный по проекту Оскара Нимейера. Фото: Роб Синклер
Президентский дворец Алворада в Бразилиа, построенный по проекту Оскара Нимейера. Фото: Рикардо Штукерт/Presidência da República

Институт Солнца

Институт Солнца в Паркенте в Узбекистане — еще один удивительный пример. Основной объем часть комплекса представляет собой гигантскую линзу, в нем изучают физику высоких температур, и его стоит увидеть именно во время испытаний, открытых для посещения.

Гостиница

Гостиница, построенная архитектором Орловым в городе Чирчик на территории Узбекистана, — памятник архитектуры постконструктивизма, который по значимости не уступает самым известным европейским памятникам. Сегодня его состояние близко к руинированному, хотя архитектурное сообщество бьет тревогу, чтобы его сохранить.

Институт Солнца, Паркент, Узбекистан
Институт Солнца, Паркент, Узбекистан

Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит