Арт-галереи в необычных пространствах: 5 примеров удачной реконструкции

Арт-галереи в необычных пространствах: 5 примеров удачной реконструкции

4 августа 2024 г.

Сила искусства преображает — сегодня появляется все больше примеров «симбиоза», когда домом для арт-галерей и выставочных центров становятся не новые постройки, а реконструированные старые здания, изначально созданные совсем для других целей. Каждое из них по-своему уникально и отражает историю своего района, обретая вместе с новым предназначением и новую жизнь
Арт-галереи в необычных пространствах фото

1 KWK Promes: арт-галерея на скотобойне

Архитектурная студия KWK Promes превратила заброшенную скотобойню в Чехии в галерею современного искусства Plato. Скотобойня, построенная в XIX веке в городе Острава, была признана объектом культурного наследия, однако за десятилетия в запустении здание успело частично разрушиться. Получив задание адаптировать его под новые цели, архитекторы добавили бетонную пристройку и массивные вращающиеся двери как символ соединения прошлого и будущего. Новые светлые объемы служат контрастом к исторической кирпичной кладке, но их декор вторит рисунку и ритму окон скотобойни. Поворотные двери не только служат входами в галерею, но позволяют открыть расположенные по периметру здания выставочные пространства в окружающую среду. «Мы предложили решение, которое направлено на демократизацию искусства, — объясняют архитекторы. — Оно предоставило художникам и кураторам новые возможности в создании экспозиций и позволило искусству буквально выйти за пределы здания. Мы также превратили пространство вокруг в арт-парк с луговыми травами и небольшим прудом». Проект ревитализации здания попал в финал европейской премии Миса ван дер Роэ.


По теме: Арт-галерея на месте скотобойни по проекту KWK Promes

Арт-галереи в необычных пространствах фото

2 Team BLDG: арт-галерея в бане

Шанхайская студия Team BLDG превратила баню бывшего алюминиевого завода в городе Сямынь в художественную галерею и студию под названием The Field («Поле»). Фабричные пространства, которые были преобразованы в креативный кластер в 2019 году, перепроектировали изнутри, чтобы создать творческое место для художника Цзян Шэна — известного автора буддийской скульптуры. Team BLDG хотела создать «скрытую и невидимую архитектуру», которая отражала бы суть буддизма. Для этого архитекторы попытались упростить внешний вид здания. Трем блокам, образующим ритмичную ступенчатую конструкцию, придали геометрическую форму и назначили разные функции: это яркий главный зал, более закрытая «темная» комната и офис. Фасады и интерьеры выполнены в одном цвете — желтоватом оттенке сандалового дерева, ассоциирующегося с буддизмом. Оживляют монотонные поверхности текстура и глубина, достигнутые за счет эффекта штукатурки, нанесенной вручную. С восточной стороны галереи находится большое старое дерево магнолии, обеспечивающее тень всему участку. Во время цветения ее аромат ощущается даже в помещении, а сама она служит визитной карточкой отреставрированного здания и словно направляет посетителей в выставочное пространство через вращающуюся дверь.


По теме: Team BLDG: арт-галерея в бывшей заводской бане

Арт-галереи в необычных пространствах фото
Арт-галереи в необычных пространствах фото

3 Colboc Sachet Architects: галерея в силосных башнях

Бывшая заводская площадь в историческом центре Бордо была превращена в гостиничный комплекс и выставочные пространства. Сердцем ансамбля по проекту Colboc Sachet Architects стали восемь 36-метровых обесцвеченных временем бетонных силоса, которые расчистили от поросшего плюща. Два из них превратились в вестибюль отеля, а в шести оставшихся разместилась художественная галерея. Всего в необычном здании расположились два отеля, а также студенческое общежитие и хостел. С креативного пространства на крышах, к которому имеют доступ рестораны, террасы, спа и номера люксы, открывается великолепный вид на реку Гаронну. Каскад геометрических конструкций воплощает собой «дух вневременности». «Это архитектура незаметности», — комментирует студия. Центральный элемент проекта — сад, который образует современное зеленое пространство с застекленным павильоном посреди. Папоротники, вересковые и цветущие кустарники соседствуют с белыми ивами, зонтичными соснами и кордилинами.


По теме: Colboc Sachet Architects: отель и галерея в бывших силосных башнях

Арт-галереи в необычных пространствах фото

4 OMA: культурный центр в пекарне

Первый проект архитектурного бюро Рема Колхаса OMA в Детройте — культурный центр и общественное пространство Lantern. Центр искусств был создан на месте бывшей пекарни и склада, построенных в 1900-х годах. Соучредители Library Street Collective и партнеры Anthony & JJ Curis открыли Lantern, чтобы расширить доступ местных жителей к искусству, и пригласили OMA для создания дополнительных пространств. Необычным архитектурным решением стали круглые отверстия на фасаде здания, которых больше тысячи. Ночью центр искусств превращается в светящийся арт-объект. «При реконструкции мы старались работать с ДНК бывшей пекарни, чтобы ее облик казался одновременно знакомым и загадочным. В результате получилось здание, которое излучает свет и творчество», — говорит Джейсон Лонг, партнер OMA. «Мы очень рады, что Lantern открыл свои двери. Работая с OMA и нашими партнерами, мы создали пространство, которое не только поддерживает местные компании, художников и некоммерческие организации, но и способствует инклюзивности, образованию и доступности искусства», — сказали Энтони и Джей Джей Кьюрис, основатели LSC.


По теме: Бюро OMA превратило бывшую пекарню в культурный центр

Арт-галереи в необычных пространствах фото

5 Mestres Wåge Arquitectes, BAX и Mendoza Partida: галерея в зернохранилище

Художественная галерея Kunstsilo открылась в здании бывшего зернохранилища 1930-х годов на юге Норвегии, переоборудованного барселонскими студиями Mestres Wåge Arquitectes, BAX и Mendoza Partida. Расположенная в городе Кристиансанне, галерея является домом для крупнейшей в мире частной коллекции североевропейского современного искусства, насчитывающей более 5500 произведений и принадлежащей миллиардеру Николаю Тангену, инициатору реконструкции. Целью проекта было сохранить и прославить архитектуру здания, построенного норвежскими архитекторами-функционалистами Арне Кошмо и Сверре Осланном в 1935 году. Чтобы добиться этого, Mestres Wåge Arquitectes, BAX и Mendoza Partida решили выстроить всю концепцию вокруг 30 элеваторов, в которых когда-то хранились 15 000 тонн зерна. Внутреннюю часть 37-метровой конструкции вырезали, создав грандиозный атриум, напоминающий базилику, а вокруг него расположили галереи, большинство из которых размещены в двух смежных пристройках. Одна из этих пристроек является копией оригинального объема, который пришлось перестроить из-за обветшалости. Из-за особенностей архитектуры здания двух одинаковых галерей просто нет, но их объединяет сдержанная эстетика «белого листа», направленная на то, чтобы сделать произведение искусства центром внимания и создать при этом намеренный контраст с индустриальной эстетикой здания. По словам авторов проекта, старый бетон хранить память обо всем, что ним происходило, и его историю можно «прочитать» и увидеть его уникальный характер.

Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит