Ма Янсун: воображение, природа и эмоциональный подход к архитектуре

23 сентября 2024 г.

Архитектор Ма Янсун

Китайское бюро MAD Architects — одно из самых успешных в мире, с офисами в Пекине, Цзясине, Риме и Лос-Анджелесе. Оно стало известно благодаря своим высокотехнологичным и футуристическим проектам. Его основатель Ма Янсун сделал фокусом своей 20-летней практики гуманистический подход.


По теме: MAD: аэропорт в форме парящей птицы

Янсун, учившийся у Захи Хадид, часто бросает вызов традиционным концепциям. Его сооружения — от парков и оперных театров до музеев и вокзалов — подчеркивают близость к природе. Для Янсуна важно, чтобы экологические аспекты переплетались с культурными и трансформировали видение каждого человека. Он уверен, что для всех городских пространств и зданий, обладающих символическим назначением, нужно больше человечности.

Стадион Halo в Цюйчжоу

Архитектура чувства

Мой дизайн — эмоциональный, он не походит на математику. Это здания, будто сошедшие со спонтанного наброска, а не бесстрастное исследование геометрии. Моя архитектура рождена чувством. Я размышляю об абстрактных категориях, которые не соотносятся ни с чем конкретным. В этой «архитектуре без референсов» отсутствуют элементы, говорящие о чем-то узнаваемом. У некоторых материалов — кирпича, бетона — есть четкие отсылки к самой технологии постройки. Я же стремлюсь добиться «дематериализованного» эффекта, фокусироваться на тектонике, структуре. Мне важно передать чувство новой реальности. Хочется, чтобы те, кто оказывается в моих зданиях, погружались в другое измерение и на какое-то время забыли о том, что их окружает.

Железнодорожный вокзал Jiaxing

Поэтому мне кажется важным, чтобы архитектура была абстрактной, без отсылок к прошлому и подсказок. Мои постройки передают ощущение неведомого, и я верю, что это помогает людям глубже понимать самих себя. Когда зритель не получает информации из окружающей среды, то спрашивает себя о том, что он видит. Мои объекты — толчок для воображения. Я бы хотел, чтобы люди с помощью архитектуры учились получать знания не о месте, а о себе. Если среда побуждает и вдохновляет вас думать о собственных чувствах, это прекрасно. И помогает в этом особый тип контраста между исторической средой и современной конструкцией, как в миланской инсталляции.

Инсталляция The Tunnel of Light в ущелье Киёцу, Япония

Больше природы

В прежние времена проектирование было глубоким процессом: этим занимались интеллектуалы. Сейчас же архитекторы все больше становятся техническими исполнителями и меньше используют воображение. Философские понятия — как те, что применяются при создании китайских садов, — почти исчезли из практики. Но раньше был план, как достигнуть определенного чувства внутри постройки. Она сообщала о мистических вещах, а не о функции. Архитектура стала профессией, где у экспертов в каждой области отсутствует всеобъемлющий опыт. Урбанистика, интерьерный и промышленный дизайн — это разные области. Но, возможно, необходимо возвращение к синтетическим видам деятельности, и как раз искусственный интеллект способен освободить всех от технической рутины. Когда он станет выполнять за нас все, что связано с соблюдением стандартов и правил, у нас появится время и желание обратиться к эмоции и спросить — чего хотим мы сами, о чем это пространство?

Оперный Театр в Харбине

Искусство и культурные понятия не определяются скоростью и точностью, как большинство современных изобретений. Технологии слишком очевидны и ясны, но они не гарантируют совершенства и познания. Как мы можем определить качество архитектуры? Если представить, сколько людей размышляют и чувствуют внутри различных построек, то очевидно, что старые церкви выигрывают у небоскребов. Что действительно важно в воздействии искусства, дизайна или архитектуры — то, что мы воображаем, находясь внутри. Именно это и составляет разницу между технологиями и искусством — их цели различны. Есть многообещающие изобретения — тот же 3D-принтинг, способный во многом освободить человека. Архитектура должна возвращать человека к природе, много дающей во всех смыслах. Больше природы, меньше других вещей. Для себя я бы хотел будущего, где вещи происходят спонтанно, под воздействием эмоций. Совершенства нет, и, чтобы чувствовать жизнь, надо совершать ошибки.

Музей миграции Fenix в Роттердаме

Возможно, это и есть наше предназначение в будущем — делать «творческие» ошибки, поскольку технологии и так сделают идеально за нас. Разнообразие важно, чтобы оставаться непредсказуемым. Иногда ошибки означают выход за рамки стандартов, в этом преодолении шаблонов и есть ценность искусства. Поэтому я люблю Гауди, которого многие не понимали, однако благодаря его видению мы имеем феномен современной испанской архитектуры.

Железнодорожный вокзал Jiaxing

Личное в общественном

Думаю, личный подход к общественным проектам — способ помочь всем. Любая странность, особенно в общественной архитектуре, заставляет людей задуматься, провоцирует вопросы: ее можно воспринимать как толчок, побуждение воплотить себя в жесте или действии. Правдивое, настоящее выражение себя нуждается в ободрении, подталкивании. Потому что «правильность» вещей — слишком властное понятие. И люди с сильным творческим началом часто его скрывают, чтобы не испытывать давление системы и общества.

Музей нарративного искусства в Лос-Анджелесе

Музей для Джорджа Лукаса

До поступления в архитектурную школу я хотел стать режиссером, однако мой профессор посоветовал заняться архитектурой. возможно, об архитектуре я думаю, как о кино. Сейчас мы завершаем строительство The Lucas Museum of Narrative Art в центре Лос-Анджелеса, это настоящая удача — работать с Джорджем Лукасом. Этот музей сторителлинга будет сильно отличаться от всех остальных. Его назначение, связанное с «нарративными искусствами», потребовало иных пространств, подходящих для интерактивных практик и образования. Центр должен обеспечить большой приток молодых людей и студентов. Здесь будет множество аудиторий, библиотек, театральных сцен. Это совершенно новый тип музея. Этот проект посвящен воображению — тому, как мы представляем себе возможное развитие. Его открытие запланировано на 2025 год. В ближайшем будущем мне бы хотелось, чтобы понятия «красота», «история», «атмосфера» были более акцентированы в архитектуре. Мы должны помочь подчеркнуть человеческое в каждой постройке.

Музей нарративного искусства в Лос-Анджелесе

Вдохновляйтесь ВКонтакте с нами