В рамках Лондонского фестиваля дизайна Рио Кобаяши (Rio Kobayashi) в сотрудничестве с инженерной компанией Webb Yates создал свой первый павильон — абстрактное воплощение дома в Японии, где он жил в детстве. Как следует из названия, павильон Off The Shelf («готовый, имеющийся в наличии») сделан из готовых материалов — стандартных досок из пихты Дугласа, листов поликарбоната и ПВХ. Материалы оставили необработанными, чтобы их можно было вернуть производителям и использовать повторно после завершения работы инсталляции.
По теме: Лаконичный павильон в виде яйца в Китае
«Многие павильоны в итоге просто оказываются на свалке, — рассказывает соучредитель Webb Yates Стив Вебб (Steve Webb). — Поэтому мы решили использовать вещи, которые можно скрепить вместе, а затем снова разобрать». Вместо винтов или соединений инженеры использовали сложную систему натяжения, чтобы закрепить различные компоненты на месте. «Такая система не используется для мебели или зданий, — поясняет Вебб. — Мы использовали методы, которые обычно применяются при строительстве мостов».
Павильон Off The Shelf стал первым паблик-арт объектом, созданным для Olympia — центра мероприятий XIX века в Западном Кенсингтоне. В настоящее время Томас Хизервик (Thomas Heatherwick) и SPPARC перестраивают центр в 14-акровый многофункциональный комплекс, открытие которого намечено на осень 2025 года.
Камни, которые заполнили деревянные полки павильона, отсылают к «стоп-камням» под названием tomeishi: это своего рода ограничители, которые помогают посетителям японских садов придерживаться правильного маршрута. Кобаяси задумал этот проект как дань уважения дому, который его мать и отец, гончар на пенсии, который теперь использует свою печь для приготовления пиццы, построили в городе Машико.
«Это своего рода смесь европейского и японского домов, — говорит дизайнер. — В молодости мои родители путешествовали по миру, поэтому дома было много разных предметов, выставленных на полках. Я хотел воссоздать эту атмосферу смешанных культур». Сам Кобаяси, прежде чем обосноваться в Лондоне, жил и работал в Италии, Германии, Франции и Австрии.
В конструкции павильона дизайнер использовал традиционные японские деревянные каркасы и добавил декоративные узоры в цветовой палитре, которая отсылает к венскому движению Сецессион. Так, детали, выполненные из настоящего сусального золота — знак уважения к творчеству австрийского художника Густава Климта, пожалуй, самого известного представителя этого движения.
Как и дом детства Кобаяси, павильон был спроектирован таким образом, чтобы создать ощущение близости к природе. С двух сторон он открыт для стихий, а прозрачный лист ПВХ образует наклонную крышу, по которой, подобно водопаду, стекает воды во время дождя. «Я хотел воссоздать чувства, которые я испытывал, когда рос в сельской местности: природа была совсем рядом», — объясняет Кобаяси.