«Красный гвоздильщик» после реставрации: здание конструктивизма для Школы дизайна НИУ ВШЭ
5 декабря 2024 г.
В Санкт-Петербурге открылось отреставрированное здание Канатного цеха завода «Красный гвоздильщик». Памятник конструктивизма был построен в 1931 году по проекту архитектора Якова Чернихова. Очертаниями башня напоминает гвоздь, символически отсылая к названию завода. За проектом реставрации стоит Setl Group, а дизайн общественных пространств в Канатном цехе разработал юнит HSE INTERIOR Лаборатории дизайна НИУ ВШЭ. Работы длились три года и завершились в 2024 году. Архитекторы восстановили водонапорную башню и стеклянный фонарь, сохранили фасад здания, проемы окон и дверей.
По теме: Третьяковка в Самаре: Михаил Савченко — о громком открытии филиала музея
INTERIOR+DESIGN поговорил с Ксенией Малич и Митей Харшаком, представителями Школы дизайна в Санкт-Петербурге, о том, какие идеи руководили архитектором при строительстве здания и как историческое прошлое вдохновляет студентов Школы дизайна НИУ ВШЭ сегодня.
Яков Чернихов
Архитектор учился на живописном факультете Санкт-Петербургской Академии художеств, а с 1916 года перешел на архитектурный факультет под руководством Леонтия Бенуа. В 1925 году Яков Чернихов окончил ВХУТЕИН и начал проектировать промышленные здания и комплексы. В 1927 году организовал Научно-исследовательскую экспериментальную лабораторию архитектурных форм и методов графирования. Он также преподавал на рабфаках и архитектурных факультетах, что способствовало значительному развитию образования в этой сфере. Чернихов разработал методику графических построений и преподавания архитектурной графики. Его книги, такие как «Основы современной архитектуры» (1929-1930), «Конструкции архитектурных и машинных форм» (1931) и «Архитектурные фантазии. 101 композиция» (1933), принесли ему мировую известность.
Яков Чернихов оставил беспрецедентное наследие, но его реализованных архитектурных работ практически не сохранилось. Водонапорная башня завода «Красный гвоздильщик» и корпус канатного цеха — единственный пример ныне существующего здания по проекту Чернихова
Ксения Малич
Архитектурная предыстория
Ксения Малич
Первые декады после революции дали возможность советским зодчим разработать язык новой архитектуры для оформления грандиозных перемен, произошедших в государстве. Новые социальные задачи зодчества воспринимались как шанс выйти за границы морально устаревшей архитектуры. Пожалуй, в истории нового и новейшего времени это был единственный случай, когда отечественная архитектурная школа оказалась лидером, ставившим исключительно масштабный эксперимент. При этом практически все европейские школы с 1910-х годов проходят через период «пробуждения» навстречу новому, будто устав от многослойности и чрезмерной «болтливости» эклектики и модерна, и встают на путь рационализации.
Ксения Малич
Академический руководитель магистратуры и старший преподаватель в Школе дизайна НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, кандидат искусствоведения, историк архитектуры
Радикальные модернисты дали дорогу экспериментам в архитектуре, лишний раз убедили зодчих сделать ставку на развитие технологий и научный прогресс. Модернизм начинался с неомании — культа новизны и оригинальности. Собственно, и понятие, объединившее все авангардные направления в архитектуре первой половины XX века — европейский функционализм, советский конструктивизм и рационализм, голландское объединение Де Стиль, немецкий Баухаус и другие школы, вставшие на путь радикальных реформ, — называется Современное движение.
Важно также отметить, что архитектурные эксперименты Современного движения были вдохновлены достижениями художественного авангарда. В первую очередь речь шла о влиянии на архитектуру опыта абстрактного искусства — кубизма, футуризма, супрематизма, пуризма, неопластицизма. Эти проекты отличает «тотальный» анализ — внимание к цветовым, звуковым, акустическим эффектам, нормы инсоляции, психофизическое влияние цвета и формы на восприятие. Опыт двух важнейших школ, стоявших у истоков современной архитектуры — немецкого «Баухауса» и советского ВХУТЕМАСа, — в этом отношении весьма показателен. Школы были основаны практически одновременно, оба объединения разрабатывали революционные методы конструирования, занимались поиском универсальных принципов формообразования.
Зодчие разрабатывали совершенно новые типы зданий, верили, что архитектура поможет созданию нового человека, и делали акцент на выразительной композиции объемов разной этажности и формы. Строятся первые дома-коммуны, появляются фабрики-кухни, главной идеей которых была коллективизация быта. А фигура Якова Чернихова, выдающегося архитектора-художника, причастного поискам русского авангарда, адаптировавшего методы новейших художественных течений, оказывается совершенно исключительной.
История завода «Красный гвоздильщик»
В 1921 году на территории бывшего чугунолитейного завода французского купца Ф. А. Шопена организован завод «Красный гвоздильщик», а в 1930-е годы новое здание Канатного цеха возводят по проекту М. Д. Фельгера и К. В. Сахновского. Чуть позже, в 1929-1930 годы, архитектор Яков Чернихов предлагает выразительное и эффектное завершение проекта — водонапорную башню на углу здания. И хотя сам Канатный цех был возведен по несколько сокращенной программе, композиционные особенности, продольный зенитный фонарь верхнего света и другие инновационные решения по-прежнему впечатляют целостностью и точностью замысла. В ходе реконструкции здания Канатного цеха по инициативе Setl Group водонапорная башня и Канатный цех были отреставрированы, а внутри воссозданы системы ферм и световых фонарей.
Наследие советского конструктивизма и опубликованные концепции Якова Чернихова изменили развитие современной архитектуры: ведущие архитекторы конца XX — начала XXI века, такие как Заха Хадид, Рем Колхас, Бернар Чуми, восхищались конструктивисткой графикой и впоследствии опыт советских архитекторов и художников оказал влияние на их творческую практику.
Про Школу дизайна
Митя Харшак
Переезд Школы дизайна в здание, построенное по проекту Якова Чернихова, — знаковое событие не только для нас, но и для всей дизайн-индустрии. Знаменитые школы, оказавшие огромное влияние на развитие дизайна, часто располагались в зданиях, которые сами по себе были признаны современниками архитектурными шедеврами. Среди них легендарный Баухаус в Дессау в здании, возведенном по проекту Вальтера Гропиуса, Ульмская школа, спроектированная ее первым ректором Максом Биллом. Да и в наших широтах далеко за примерами ходить не нужно — моя Alma Mater, Академия имени А. Л. Штиглица, располагается в великолепном здании, построенном по проекту Максимилиана Месмахера. Сегодня Школа дизайна питерской Вышки уже меняет облик дизайн-индустрии и дизайн-образования и разместится в пространстве одного из главных шедевров конструктивистской архитектуры.
Я верю в то, что стены тоже учат. И для любого, кто имеет отношение к дизайну, архитектуре, изобразительному искусству, очень важно находиться в пространстве, которое само по себе является произведением искусства. И в нашем случае сложно не поверить в genius loci, которым для нас станет фигура Якова Чернихова — одного из главных мечтателей и визионеров архитектуры ХХ века
Митя Харшак
Новые программы и планы
Студентам и нам, преподавателям, очень повезло. Светлое просторное здание с современными аудиториями и мастерскими даст новый импульс к развитию и росту. В следующем году мы откроем новые образовательные программы, расширим международную деятельность, запустим производственные мастерские, центр макетирования и прототипирования. Я с большим нетерпением жду переезда и верю в то, что наш новый дом станет новым культурным и дизайнерским центром, открытым городу и миру.