
На легендарном кладбище Hollywood Forever, где покоятся Рудольф Валентино, Джуди Гарланд и Джонни Рамон, появился необычный архитектурный акцент — Gower, самый высокий мавзолей в США. Постройка, спроектированная бюро Lehrer Architects и Arquitectura y Diseno, вмещает 22,5 тысячи склепов и 30 тысяч урн для праха. Gower — это не просто решение проблемы нехватки мест для погребения в мегаполисе, это смелый диалог с традициями. 30-метровый бетонный некрополь с воздушными галереями и ступенчатыми садами сочетает в себе отсылки к поп-арту Дональда Джадда, минимализму Карла Андре и скульптурам Эдуардо Чиллиды с монументальностью зиккуратов и лаконизмом мастаб.
По теме: Некрополь в Буэнос-Айресе: малоизученный шедевр модернизма

Hollywood Forever, основанное в 1899 году ландшафтным архитектором Джозефом Эрншоу (Joseph Earnshaw), изначально задумывалось как кладбище, в котором нет ограждений и барьеров, вместо этого — виды на природу, буколические пейзажи и дорожки для прогулок и размышлений. После того как в 1998 году кладбище едва не закрыли, его превратили в культурный центр: здесь проводились кинопоказы под открытым небом, концерты на лужайке Фэрбенкса и яркие праздники в честь Дня мертвых. Сегодня мавзолей Gower, расположенный вблизи студии Paramount и знаменитого памятного знака на Голливудских холмах, стал своего рода культурным и духовным маяком, который чтит память умерших, а в более широком смысле — все голливудское сообщество.

Орнамент на стенах, открытые ветру галереи и лучи света на бетоне — каждый элемент мавзолея опровергает стереотипы о мрачности подобных сооружений. Архитекторы превратили утилитарную задачу в художественный жест: вертикальность здесь не только экономит пространство, но и создает ритм, созвучный динамике Голливуда. Даже логистика продумана как перформанс: потоки посетителей, грузов и транспорта разделены, словно сцены в кино.

Gower бросает вызов представлениям о кладбище как о замкнутом мире: его открытые пространства, наполненные светом и зеленью, приглашают к диалогу — с историей, искусством, самими собой. В этом и заключается философия Hollywood Forever: смерть не конец, а часть вечного движения, поэтому даже бетонные стены дышат жизнью. И пока под ступенчатым садом покоятся урны с прахом, на лужайках звучит музыка, напоминая о том, что память — это не просто склеп, а мост между эпохами.





