В Центральном деловом районе Пекина завершается строительство многофункционального комплекса Chaoyang Park Plaza по проекту китайской мастерской MAD Architects. Фотографу Кху Гуо Джи (Khoo Guo Jie) удалось одному из первых увидеть уже практически готовый объект.
Как все уважающие себя большие архитекторы, основатель бюро Ма Янсун (Ma Yansong) не только практик, но и теоретик. Свои поиски подходов к формированию современного городского ландшафта он подытожил в концепции Shanshui City, отсылающей к традиционному жанру китайской живописи шань-шуй. Характерные для него изображения гор, рек, камней и водопадов Янсун и попытался облечь в новую, совершенно урбанистическую, но не потерявшую связи с природой, форму. Огромный, площадью более 120 000 кв. м, комплекс на южной границе самого крупного в Пекине парка Чаоян является очевидной попыткой практического воплощения поэтичной идеи.
Над территорией главенствуют две асимметричные башни высотой 120 метров. Они имеют одновременно жесткую и текучую форму, будто бы возникшую в результате естественной эрозии под воздействием сильных ветров. Стеклянные «горы» с плавными ребрами-хребтами и впадинами соединены прозрачным холлом высотой 17 метров с водопадом. В верхних ярусах небоскребов размещены сады с панорамными видами на парк, а отдельные зеленые зоны интегрированы в интерьеры. Прямо перед башнями «лежат» довольно низкие офисные здания, которые имеют мягкие скругленные формы и напоминают обточенные потоками воды валуны. А чуть в стороне расположены две относительно небольшие жилые башни с зелеными поясами террас. Все постройки соединены в единый организм при помощи уже настоящего живого ландшафта.
Но связь с природой подчеркивается архитекторами не только при помощи визуальных решений: приемы устойчивого строительства позволили комплексу получить экологический сертификат LEED Gold. В ребрах небоскребов, например, спрятаны воздуховоды, обеспечивающие естественную вентиляцию помещений и фильтрацию воздуха, также активно используются системы компьютерного управления инженерными системами зданий и максимизировано естественное освещение. В результате такого симбиоза с природными мотивами, предельно технократичная, давящая архитектура, характерная для современных мегаполисов, сохраняет масштаб и силу воздействия, но оживает, обращается к человеку и теряет свою холодность.