Ученик Фрэнка Ллойда Райта архитектор Альберт К. Леднер (Albert C. Ledner) — автор знаковых построек Mid-century modern в Новом Орлеане и Нью-Йорке, умер 14 ноября 2017. Ему было 93 года.
За свою плодотворную карьеру Леднер спректировал более сорока вилл и ряд футуристических зданий. Три его модернистские постройки на Манхэттене 1960-х годов — два отеля и один оздоровительный центр — памятники американского модернизма выжили чудом. Они годами стояли под угрозой сноса, в том числе и Maritime Hotel с выразительными окнами-иллюминаторами.
Самая большая концентрация архитектуры Леднера — в Новом Орлеане, где он экспериментировал со смелыми идеями и новыми приемами, не лишенными иронии и юмора. Например, прикрепил 1200 оранжевых пепельниц на фасад дома на острове Парк. Причина: его заказчики любили курить. «Это не было просто шуткой», — говорил Леднер. Пепельница (квадратная форма с кругом посередине) имела запоминающуюся геометрию, своего рода интригующий знак для того, чтобы выделиться перед клиентами.
Для Леони Галатуар Леднер создал поразительно современную резиденцию с «занавесом» из монастырских окон XIX века. «Аль был одним из первых, не только в Новом Орлеане, но и в США, кто включал в современные проекты исторические элементы столь необычным способом», — высказался Джон П. Клингман, профессор архитектуры Университета Тулана. — Сегодня многие так практикуют, но в 1960-х не делал никто».
Леднер родился в Бронксе в 1924 году, его родители переехали в Новый Орлеан, когда Альберту было девять месяцев. Он учился в школах Люшера и Фортье, играл на тромбоне. После окончания средней школы Леднер поступил в архитектурную школу Тулана (Tulane School of Architecture), учеба была прервана войной: он прошел службу вторым штурманом в ВВС.
Работы Фрэнка Ллойда Райта, как и встречи с ним в 1940-х, оказали глубокое влияние на собственные проекты Леднера, но он не долго оставался в тени учителя. Леднер создавал пространства, которые были «экспансивны и взаимосвязаны с ландшафтом». Во многих его проектах пространство, кажется, непрерывно разворачивается: без ограничений, без стен традиционных прямоугольных комнат.
По словам его дочери фотографа Кэтрин Леднер, создавшей несколько документальных фильмов об отце, его изобретательность и постоянное творчество отражают интерес «во всем дойти до самой сути», возникший еще в раннем возрасте.
Он был «архитектурным животным, который проектировал как бегущая по лесу лиса», — говорил его сын Роберт.
Фильм об Альберте Леднере вышел в 2016-м и был показан на фестивале архитектуры и дизайна в Нью-Йорке 4-5 ноября 2017 года. Леднер успел его увидеть.