В Нью-Йорке открылся музей шпионажа Spyscape, спроектированный британским архитектором Дэвидом Аджайе.
Музей занимает отреставрированное здание площадью 5574 кв. м на West 55th Street в Среднем Манхэттене, всего в двух кварталах от MoMA. В музее просвещают, развлекая. Посетителям предлагают не только рассматривать экспозицию и читать подписи к стендам, а принимать непосредственное участие в происходящем.
Пройти тест на детекторе лжи, стать наблюдателем в разведывательной миссии, выяснить, какие навыки шпиона пригодятся в повседневной жизни, пробраться через коридор, расчерченный лучами лазера — иначе говоря, почувствовать себя на пару часов Джеймсом Бондом.
Каждый посетитель получает браслет, где отмечаются его достижения по мере прохождения квестов, чтобы потом узнать, какой бы из него получился шпион. «Это совсем другой взгляд на то, что такое музей, — говорит Джош Эллман, Adjaye Associates. — Люди вовлечены в процесс, а не просто потребляют информацию пассивно».
Главное число музея — семь, отсылающее к порядковому номеру секретного агента. Лабиринт выставочных залов организован вокруг семи тем, напрямую связанных с деятельностью шпионов: шифрование, маскировка, слежка, взлом, спецоперации, разведка и кибер-война. У каждой темы свой ключевой персонаж: например, Роберт Ханссен, сотрудник ФБР, ставший агентом КГБ, или Вирджиния Холл, которой деревянный протез ноги не помешал шпионить для армии союзников в 1940-х и продолжать работу после войны. Экспозиция наполнена подлинными артефактами шпионской жизни, такими как домино со спрятанными внутри инструментами, скрытые камеры, шифровальная машина «Энигма» и др.
Работая над проектом, Аджайе консультировался с директорами разведывательных служб, шпионами, хакерами.
«Было захватывающе работать с таким инновационным клиентом, как Spyscape, — рассказывает Люси Тилли, заместитель директора Adjaye Associates. — Благодаря их прогрессивным взглядам мы смогли бросить вызов традиционному типу устройства музея. Наш дизайн предлагает ультрасовременные интерактивные технологии, чтобы создать для посетителей опыт на стыке физического и цифрового миров».
Интерьер воспроизводит узнаваемую обстановку штабов секретных служб. Используют затемненное стекло, полупрозрачные перегородки, интерактивные панели на стенах. Особое внимание уделили освещению: сценарии меняются — от привычного музейного света до мигающих светодиодов, создающих тревожную обстановку. Ее усиливает мрачноватая темная отделка: цементные стены, серые акустические панели, стальные киоски, черный глянцевый линолеум, полированные бетонные полы.