Японская архитектура никогда не была модной. Зато японские архитекторы — нарасхват в мировых столицах. Разгадать парадокс, проделав непростой путь в историю, стремятся кураторы выставки «Япония в архитектуре — генеалогия трансформации» в токийском Музее искусств Мори.
Имя Тадао Андо — это фактически бренд, который связан с Томом Фордом, проектами для Франсуа Пино и музейной архитектурой наивысшего качества. Не отстают от соотечественника Тойо Ито, Кенго Кума и Шигеру Бан, фаворит другого французского миллиардера — Арно, завершивший недавно La Seine Musicale, грандиозный комплекс «Музыкальная Сена» в пригороде Парижа. Кадзуо Сейдзима, сооснователь SANAA, экс-куратор венецианской биеннале и член жюри премии Притцкера, спроектировала филиал Лувра в Ленце и учебный центр Rolex в Лозанне. Молодого Дзюнью Исигами и его «Освобождение архитектуры» показывает Фонд Cartier.
Почему японцы так интересны Западу? Что делает японских архитекторов уникальными мастерами? Вопросы, на которые пытается ответить выставка в токийском Музее искусств Мори с громким названием «Япония в архитектуре — генеалогия ее трансформации».
Кураторская команда разделила свое исследование на девять тем: «Возможности леса», «Трансцендентная эстетика», «Крыши спокойствия», «Ремесло как архитектура», «Связанные пространства» «Гибридная архитектура», «Формы для совместной жизни», «Япония открылась» и «Жизнь с природой». Более чем 100 проектов в диапазоне от храма 1797 года до современного ресторана Дзюнью Исигами представлены вне хронологического порядка.
Возможно, лучший из вариантов ответа дает Кадзуо Сейдзима. Ее бюро SANAA стало известно широкой публике благодаря магазину Dior на улице Омотесандо в Токио. «Я не вполне удовлетворена проектом, — говорила Кадзуо. — Мы такие разные c месье Арно (владелец LVMH)! Он очень богат и хочет продавать Dior. А нам это не интересно». Сейдзима — мастер эфемерной архитектуры, которая ведет деликатный диалог с природой и окружением без претензии на монументальность. Устремления этого японского архитектора — строить временные постройки, которые логичны для сегодняшнего опыта и не претендуют стать памятниками своим создателям.
• Выставка Japan in Architecture – Genealogies of Its Transformation, Mori Art Museum, Токио. До 17 сентября.