12 мая 2016 года звезда мировой архитектуры и дизайна Даниэль Либескинд празднует свое 70-летие.
Даниэль Либескинд (Daniel Libeskind) — автор более 50 громких проектов, музеев и жилых комплексов, частных вилл и университетских задний. Проектировщик с фантастической географией построек, включающей США, Японию, Израиль, Ирак, Германию, Данию, Италию и другие страны.
Архитектор, который повторяет, что архитектура не должна быть комфортной. Взяв высокий уровень экспрессии, Либескинд оказался главным специалистом в мире по монументальным памятникам боли, страданиям, смерти и катастрофам. Как бы благополучно не складывалась его собственная профессиональная карьера, он настаивает на том, что артикуляция пережитой боли — одна из ключевых функций современной архитектуры. Либескинд от других прославленных и преуспевающих коллег, притцкеровских лауреатов, отличается не только картиной мира, но и способом мышления. Профессионально выученный музыкант с приличной исполнительской карьерой (в 2000 году дирижировал оперой О. Мессиана в Лейпциге), любитель Шенберга, знаток атональных партитур, в музыкальном авангарде ХХ века он чувствует себя как рыба в воде.
Опыт музыканта с академической выучкой отпечатывается не только во всех его постройках, но и в философских текстах. Среди самых известных его рефлексий «Поверхность должна умереть. Доказательство» (1989) и «Четыре текста. Иррациональность архитектуры» (1989). Коллеги-архитекторы и критики жалуются, что Либескинда трудно понять, местами он мутен, усложненно ассоциативен, местами слишком парадоксален. Известно, например, что архитектурный неомодернизм в своей собственной истории архитектуры он начинает с глубокой древности. Сам Либескинд считает, что не оставил музыку, а просто сменил инструмент. Теперь его клавиши — объемы, диагонали, бетон, стекло и металл.
Мировая слава пришла к Даниэлю Либескинду 9 сентября 2001 года, в день крушения нью-йоркских башен-близнецов был торжественно открыт спроектированный Либескиндом Еврейский музей в Берлине. Это ли не знак судьбы! Его голова устроена так, что во всех совпадениях он ищет особый смысл. Например, архитектор приехал в Берлин летом 1989 года, начал работу над проектом, а спустя три месяца рухнула Берлинская стена.
Сейчас Studio Libeskind работает над несколькими проектами, в том числе над 26-этажным небоскребом в форме пирамиды для Иерусалима и зданием Музея истории Курдистана в 350 километрах от Багдада.