Бритaнец Ричард Роджерс (23 июля 1933 – 18 декабря 2021) вошел в историю архитектуры как создатель стиля хай-тек (совместно с Ренцо Пьяно и Норманом Фостером). Лауреат Императорской и Притцкеровской премий, был удостоен ордена Почетного легиона, посвящен в рыцари и сделан пэром. Ричард Роджерс возглавлял компанию Rogers Stirk Harbour Partners (RHSP), которую он основал в 1977 году, в портфолио которой вошли шедевры позднего модернизма, построенные технологично, сложно и с отменным профессионализмом. Его здания навсегда изменили городской пейзаж Парижа и Лондона.
По теме: Ренцо Пьяно: 50 лет практики
Одной из насущных задач для его проектной организации с офисами в Лондоне, Барселоне, Мадриде, Нью-Йорке и Токио, стал редизайн парижского района Монпарнас. Цель: превратить район в единое городское пространство с помощью пешеходов, новых деревянных зданий, добавления 10 000 кв. местров парковых насаждений и посадки 2000 деревьев ради создания «городского леса». В Гонконге завершено строительство пассажирского терминала совместно с Aedas на новом искусственном острове к северо-востоку от международного аэропорта HKIA. А на севере Франции, в Лиевене — новый комплекс для хранения коллекции музея Лувра. В 2021 году завод и центр по производству виски Macallan в Шотландии вошел в список из 18 британских проектов, номинированных на Премию Европейского Союза в области современной архитектуры — Mies van der Rohe Award.
Ричард Роджерс прославился целым рядом выдающихся зданий. Среди самых знаменитых — штаб-квартира страховой компании Lloyd в Лондоне (1979—1984), Европейский суд по правам человека в Страсбурге (1984), выставочный зал Millenium Dome в Лондоне (1999), проект восстановления WWTC в Нью-Йорке. Когда в 2007 году он был награжден Притцкеровской премией, высшей наградой в области архитектуры, жюри отметило его «уникальную интерпретацию корбюзианской идеи восприятия «здания как машины для жилья» и заявило, что он «произвел революцию в музеях, превратив некогда элитные памятники в популярные места социального и культурного обмена, вплетенныев сердце города».
Семья Один из самых известных британских архитекторов, он родился во Флоренции (и до сих пор отлично знает этот город), детство провел в Италии. Отец Нино Роджерс был врачом из Венеции, а мама — искусствовед из Триеста, английский язык ей преподавал Джеймс Джойс. Родители были культурными и космополитичными. Оба любили модернизм.
В 1938 году, когда Муссолини показал, на что способен, семья переехала в Лондон. Ричард Роджерс — дислексик, в школе считался глупым, учился из рук вон плохо, но хорошо боксировал и умел за себя постоять. Среди самых ярких впечатлений юности — Британский фестиваль 1951 года. Роджерс посетил его с матерью, они погрузились в достижения передовой науки, архитектуры и дизайна.
С 17 лет Роджерс путешествовал самостоятельно и попадал в истории. Он носился с быками в Памплоне, висел на железнодорожных вагонах, спасаясь от кондукторов, однажды провел ночь в камере тюрьмы Сан Себастьян: его арестовали офицеры гвардии Франко, когда он голым купался в море. Сидел Роджерс и в венецианской тюрьме за драку. Оттуда будущего архитектора выпустили только после того, как дед внес залог. Сам он вспоминает, что в тюрьме успел познакомиться с двумя проститутками, которые показали ему город.
Друзья Роджерс умел дружить. С Ренцо Пьяно, с которым, как говорят, их когда-то познакомил их общий врач, они общались несколько десятилетий. Пройдя через все трудности проектирования и строительства в Бобуре, они с удовольствием обменивались идеями, более того, в лондонском доме Ричарда Роджерса была «квартира», где всегда останавливается Ренцо, когда приезжал в Лондон. С Норманом Фостером Ричард Роджерс сначала учился в Йеле, потом оба архитектора со своими девушками организовали архитектурное бюро Team 4.
Скандалы. Самые знаменитые постройки Ричарда Роджерса — здание Центра современного искусства имени Жоржа Помпиду в Париже и здание страховой компании Lloyd — сопровождали многолетние скандалы и дискуссии. Сам Роджерс говорил, что за семь лет работы над Центром Помпиду, они с Ренцо Пьяно испытывали колоссальное давление прессы, из сотен статей только две были доброжелательными. Известно, что художница Соня Делоне, хотела передать центру свою коллекцию живописи, но, увидев проект, заявила, что она скорее сожжет свои шедевры, чем увидит их в залах этого чудовищного здания. А одна пожилая дама и вовсе поколотила архитектора зонтиком. В Лондоне самым последовательным оппонетном Ричарда Роджерса в течение долгих лет выступал принц Чарльз, патрон британской классической архитектуры.
Однако Роджерс прекрасно понимал, что судьба архитектора никогда не бывает безоблачной. Настоятель собора Святого Павла на открытии здания Ллойда в 1986 году, напомнил Роджерсу: когда Кристофер Рен работал над собором в течение 30 или 40 лет, он так устал от критиков, что построил плетеный забор высотой пять с половиной метров, чтобы оградить стройку от посторонних глаз.
Свой дом Отец стиля хай-тек жил в лондонском памятнике архитектуры (II степени согласно национальной классификации), георгианском доме в Челси. Он полностью переделал его интерьеры: внутри дома образовалась огромная гостиная, которую архитектор называл the piazza. Ричард Роджерс обладал неплохой коллекцией современной живописи и дизайна, в которой — отличные работы Филипа Гастона, Сая Твомбли и Энди Уорхола.