Картины Ле Корбюзье показывают в необычном модернистском доме в Осло — на вилле Стенерсена (Villa Stenersen). Выставка «Ле Корбюзье у моря» фокусируется на жизни знаменитого архитектора в 1926-1936 гг.
Многие связывают Ле Корбюзье с идеей дома как машины для жилья или с радикальными планами городской типовой застройки. Он был одержим механизмами. И все же увлечение природой оказало значительное влияние и на работу Ле Корбюзье-архитектора, и на работу Ле Корбюзье-художника.
Каждое лето в течение одного десятилетия Ле Корбюзье посещал Bassin d'Arcachon, залив на юго-западном побережье Франции. Это было место для отдыха, вдали от парижских будней. «Меня тянет к местам, где люди живут естественным образом», — писал он в письме матери в 1932 году.
«Он наполнен жизнью, здоровой, спокойной и масштабной: в человеческом масштабе... Вот что разрушают цивилизации, погружая людей в хитрость и несчастье».
Ле Корбюзье неустанно рисовал все, что находил на пляже: лодки, ракушки, коряги и камни. Позже, вернувшись домой, он изобразил их на своих картинах.
Вилла Stenersen спроектирована архитектором Арне Корсмо (1900-1968) для финансиста и коллекционера Рольфа Э. Стенерсена в 1937 году. Дом считается одним из передовых примеров норвежского функционализма и внесен в список культурного наследия страны.
Рольф Стенсерсен пожертвовал виллу государству в 1974 году для использования в качестве резиденции премьер-министра. Весной 2014 года Национальный музей искусства, архитектуры и дизайна взял на себя управление памятником. Здесь поэтапно проводятся ремонтные работы для восстановления здания в его оригинальных цветах и материалах.
Корсмо проектировал не просто односемейный дом, а дом для обширной коллекции искусства. Стенерсен не ставил никаких требований относительно внешнего вида и дизайна дома.
Сам Корсмо отмечал: «Когда понимание функции, материала и формы становится живым эстетическим идеалом для тех, кто хочет что-то построить, архитектура снова становится живым, художественно мощным выражением яркой радости жизни. Поэтому владелец, который совершает скачок веры по отношению к архитектору, имеет право на лучший из возможных результатов».
Архитектор искал вдохновения у своих международных кумиров и использовал архитектурные эффекты, которые он иначе не имел бы возможности использовать. Функционалистские черты дома включают плоскую крышу, полированный белый бетон, акцентирование колонн и прозрачный фасад из стекла, стеклоблоков и стали.
Над лестницей крыша пробита 625 круглыми стеклянными цилиндрами в трех разных оттенках синего. Высокие широкие стены лестничного пролета представляют собой галерею, где произведения искусства выстраиваются до самого верхнего этажа.
• Villa Stenersen, Осло. Выставка «Ле Корбюзье у моря». До 16 декабря.