Благотворительный фонд Calvert 22 (Лондон) каждый сезон представляет серию выставок, дискуссий и образовательных проектов, посвященных архитектуре. Темой 2016 года стала Power and Architecture («Власть и архитектура») — архитектура как отражение утопических идей советской идеологии.
В обществе утопической идеологии архитектура становится инструментом для манифестации статуса, влияния и силы. Семь сталинских высоток, монумент Байтерек в Астане и многие другие сооружения-памятники, разбросанные по всему постсоветскому пространству, — демонстрация амбиций руководителей государств, бывших и нынешних. Они символизируют переход от футуристической идеологии социализма к современной гегемонии капитализма.
Какова судьба грандиозных архитектурных проектов, созданных одним режимом и унаследованных другим? Как монументальная архитектура влияет на жизнь людей, живущих в тени этих заброшенных и утративших былой статус сооружений? Как изменилась природа публичных пространств при переходе от социализма к капитализму? Сезон Power and Architecture рассматривает различные аспекты организации и дизайна публичных пространств в советских и постсоветских городах, логику создания величественных храмов и безликих панельных многоэтажек, грандиозных монументов и паблик-арта. В двухдневной конференции приняли участие эксперты, исследователи, архитектурные критики и художники, среди которых искусствовед и историк Владимиp Паперный, архитектор и исследователь Куба Снопек (Kuba Snopek), писатель Оуэн Хэзерли (Owen Hatherley) и другие.
Четыре художника, работающие с фотографией и кино, представляют распадающиеся архитектурные реминисценции советского видения. Их работы исследуют весь огромный пейзаж бывшего Советского Союза, мертвое пространство в поисках прогресса. Француз Эрик Люзито отображает то, что осталось от милитаристской власти СССР — руины бывших военных баз — от границ с Восточной Европой до Сибири. Данила Ткаченко побывал в местах, которые не найти на обычной карте или в путеводителе. Его памятники словно останки доисторических животных, которые исчезают в замороженной тундре. Антон Гинзбург исследует постсоветскую географию и иконы конструктивистской архитектуры. Четыре главы его фильма исследуют различные вехи советского модернизма, в фокусе его камеры — Дом Наркомфина и ЗИЛ. Ваграм Агасян напоминает нам о заброшенных городских районах советской империи. Экономические кризисы, стихийные бедствия или техногенные катастрофы создали игнорируемые здания, которые выключены из современности.
В программу выставки вошли фильмы Антона Гинзбурга «Гиперборея» и «Хождение по морю» о поисках новой утопии, а также проект Architecture of the VII Day Кубы Снопека (Kuba Snopek), Изы Чихоньска (Iza Cichońska) и Каролины Поперы (Karolina Popera) о строительстве 3,5 тысяч церквей в Польше во второй половине ХХ века. Проект Façade берлинского художника польского происхождения Пшемека Пыщека (Przemek Pyszczek) изучает декоративные элементы оформления стен и оконных решеток в советское время. Фотограф Дмитрий Лукьянов рассказывает о бытовой утопии в серии Instant Tomorrow, которая снималась в районах типовой массовой застройки на окраинах Москвы в 2014–2105 годах.
Кураторами сезона Power and Architecture («Власть и архитектура») являются программный руководитель Calvert 22 Уилл Стронг (Will Strong) и креативный директор фонда Эко Эшун (Ekow Eshun).
Фонд Calvert 22 — британская благотворительная организация, основанная экономистом Нонной Матерковой в 2009 году. Миссия фонда Calvet 22 заключается в продвижении современного искусства и культуры России и Восточной Европы за рубежом. Цель фонда — переосмыслить представление о регионе и его творческом потенциале, представив культуру как основу для развития международного диалога. Сезон Power and Architecture («Власть и архитектура») завершится в Лондоне 9 октября 2016 года.