Недавно отремонтированный Pavillon Le Corbusier в Цюрихе открыт для публики. Последняя постройка Ле Корбюзье — архитектурный шедевр — работает как музей. Выставка Mon Univers исследует страсть к коллекционированию великого архитектора и дает представление о его «творческой вселенной».
Павильон Ле Корбюзье появился благодаря Хайди Вебер. Галерист и меценат, она получила права на 50-летнюю аренду земли в районе Zürichhorn и заказала Ле Корбюзье проект здания под выставочный павильон. Работы, которые полностью финансировала Вебер, начались в 1964 году, но прекратились со смертью Ле Корбюзье в августе 1965-го. После этого Вебер удалось собрать новую команду и успешно завершить строительство в соответствии с чертежами. Музей, получивший название Heidi Weber Museum − Centre Le Corbusier, был открыт в 1967 году.
Когда в 2014-м истек срок аренды земли, право собственности перешло к городу. Вебер получила смехотворную компенсацию в размере 1,06 млн швейцарских франков (1, 4 млн долларов), хотя независимые эксперты оценивали объект минимум в 23,5 млн долларов. Музей переименовали в Pavillon Le Corbusier, после чего Вебер вела многолетнюю безуспешную борьбу в судах за восстановление в названии своего имени. Сегодня по поручению владельца, города Цюриха, павильоном управляет местный Музей дизайна (Museum Für Gestaltung Zürich).
Многие подозревают, что такое отношение к Вебер — результат давней обиды властей на ее либеральные политические взгляды и репутацию ярой феминистки. Она активно участвовала в движении суфражисток, чтобы дать швейцарским женщинам право голоса. Это случилось в 1971 году, и Швейцария была последней страной в Европе, которая сделала это.
Открытый в 1967 году павильон Ле Корбюзье с самого начала использовался в качестве площадки для представления идей архитектора. В этом же духе он работает и сегодня. С октября 2017 по февраль 2019 была проведена реконструкция здания, которой руководили Сильвио Шмид и Артур Рюгг (Silvio Schmid & Arthur Rüegg).
Ле Корбюзье проектировал павильон как идеальную выставочную площадку: искусство, архитектура и порождающая их жизнь объединялись в новом симбиозе. Таким образом Ле Корбюзье реализовал свое видение «синтеза искусств», идея которого преследовала его долгие годы.
Единственное здание из стали и стекла в биографии Ле Корбюзье, павильон ознаменовал новый этап в мышлении архитектора, отказ от бетонных конструкций. Хотя на начальных этапах проектирования были варианты в бетоне да и в интерьере бетон в том или ином виде присутствует.
Структура, подобная кораблю, основана на системе пропорций Modulor, разработанной Ле Корбюзье. Здание воплощает и ряд других его принципов: сборные конструкции (префабы), доступ по пандусу, небольшой сад на крыше, «архитектурный променад» — тщательно продуманный маршрут через здание, позволяющий посетителю наилучшим образом ознакомиться с архитектурой и открывающимися видами.
Выставка Mon univers («Моя вселенная») занимает все четыре уровня, 600 кв. метров, и посвящена Ле Корбюзье-коллекционеру. На протяжении всей своей жизни архитектор собирал объекты самого разного толка: из сферы искусства, промышленности, народных ремесел, дары природы. «Объекты поэтического отклика», как сам владелец называл свои трофеи, он аранжировал в ансамбли. В его коллекции можно обнаружить морские раковины, керамику с Балкан, бронзу из Бенина, выброшенные на берег обломки, стеклянные бутылки.
На выставке предметы из коллекции дополнены историческими фотографиями, картинами, скульптурами. В пространстве рассредоточены предметы мебели авторства Ле Корбюзье. Примечательно, что переизданию четырех основных моделей в их нынешнем виде как никто другой способствовала уже упомянутая Хайди Вебер.
На нижнем уровне демонстрируются фильмы Ле Корбюзье, снятые на 16-миллиметровую пленку, на стену проецируется широкоформатный фильм. Легендарная инсталляция 1935 года Les arts dits primitifs dans la maison d’aujourd’hui воссоздана в двухсветном атриуме. В небольшой библиотеке представлены фотографии, сделанные Рене Бурри (1933–2016), которого называют визуальным летописцем Ле Корбюзье.
Музей функционирует только в теплое время года. Понимая, сколь велик интерес к фигуре Ле Корбюзье, дирекция увеличила время работы до семи месяцев (с мая по ноябрь) и шести дней в неделю (выходной понедельник).
Каждый год в павильоне планируется устраивать новую выставку, раскрывающую различные аспекты творчества Ле Корбюзье. Швейцарско-французский архитектор, теоретик архитектуры и градостроитель был также художником, скульптором, дизайнером мебели и оставил после себя весьма разнообразное наследие. Образовательная программа с экскурсиями, лекциями и концертами, подготовленными специально для павильона, сделает его еще более привлекательным местом.