Музей MoMA — Музей современного искусства Нью-Йорка — открылся после реконструкции. Официальное торжество для публики намечено на 21 октября. Однако близкие друзья музея уже смогли оценить результаты редизайна, который затеял директор музея Гленн Д. Лоури, и итоги строительства стоимостью в 450 млн долл.
Крупнейший музей современного искусства расширен, реновирован и перепрограммирован. Авторы — сразу две сильнейшие команды проектировщиков: Diller Scofidio + Renfro и Gensler.
Они увеличили высоту потолков, количество окон и укрепили полы для монументального искусства. Это расширение Майкл Киммельман, архитектурный критик The New York Times, называет «интеллектуальным, хирургическим, гибким и слегка бездушным». В новой экспозиции — более 2500 работ. MoMA говорит, что более четверти из них были добавлены в коллекцию только за последние пять лет.
Музей был основан в 1932 году в особняке, расположенном на месте нынешнего комплекса, и много раз расширялся на протяжении своей почти 90-летней истории. Филип Джонсон «дополнил» MoMA в 1953 и в 1964 году. В 1980-х годах Сезар Пелли снова расширил музей. За этим последовало еще одно значительное увеличение площади в 2004 году, подписанное Йошио Танигучи. Последняя итерация музея добавила серию галерей, расположенных в соседней башне, спроектированной французским архитектором Жаном Нувелем.
«Больше работ для большего количества людей» — подчеркивается в дизайне новых пространств. Киммельман пишет: «Прошли те времена, когда музей рассказывал одну историю об искусстве как о последовательности «измов», выраженную вектором».
Новая экспозиция — огромный эксперимент команды Лоури. И главный его тег — инклюзивность. По словам Гленна Д. Лоури, «белые гетеросексуальные мужчины, которые столетиями писали историю, многого не замечали — дискриминации, притеснения и проблем меньшинств. А если прислушаться к голосам жителей Африки, женщин и «аутсайдеров», окажется, что они рассказывают альтернативные версии прошлого и настоящего. Их-то теперь и будут представлять музеи».
Ранее работы женщин-художников и неевропейских художников были растворены в постоянном собрании МоМА. Сегодня Флорина Штетхаймер с салонным искусством 1930-х или мексиканский сюрреалист Леонора Каррингтон — яркие звезды в обновленном музее.
Новая история искусства пишется под девизом «выбери свое приключение». Вы бродите по залам с такими названиями, как «Машины», «Манекены и монстры» и «На границе искусства и жизни» вдруг оказываетесь в окружении великолепных вещей (Матисс, Пикассо, Бранкузи...), а потом — среди обнаженных дам.
Кураторы MoMA не просто переписывают историю искусств — они превратили ее в веб-сайт: с возможностью трансформации, кастомизации (личностной настройки), с более яркими изображениями и большим количеством «обходных» путей. Нет таких категорий, как «Абстракция». Нет больше пути, связывающего Сезанна и Пикассо.