
Нери Оксман, профессор Массачусетского технологического института, которая свободно себя чувствует в сфере архитектуры, дизайна и экспериментальной науки, — герой выставки в МоМА. МоМА оценил ее двадцатилетнюю карьеру, включающую новаторские исследования в области материалов и строительных процессов, посчитав, что они достойны быть представлены в главном Музее современного искусства Америки.
Оксман вместе с Mediated Matter Group, группой, которую она основала и руководит в MIT, готова предложить новое биотехнологическое будущее и убеждает, что оно действительно в наших руках. Выставка Neri Oxman: Material Ecology названа в честь термина, который изобрела дизайнер.

Семь представленных проектов, которые датируются с 2007 года по настоящее время, демонстрируют несколько направлений исследования Оксман. Центральная часть экспозиции «Шелковый павильон II» — проект архитектурного сооружения, использующий способность тутовых шелкопрядов синтезировать шелк. Новая его версия «запускает» производственный процесс — в течение 10 дней 17 000 шелкопрядов трудятся над водорастворимым трикотажным полотном, натянутым на раму из нержавеющей стали.

Изменения в степени освещенности и теплоте помогают манипулировать этими насекомыми, создавая различные степени плотности нити, в соответствии с заданными параметрами конструкции. Изделие выражает взаимосвязь между цифровым и биологическим строительством в архитектурном масштабе, принимая во внимание естественное поведение шелковичных червей, дополнительно влияющее на конечную архитектурную форму.

«Сейчас мы находимся в особом волнующем моменте, когда можем сами создавать природу, — говорит Нери Оксман. — Вместе с появлением инструментов, методов и технологий, связанных с синтетической биологией, мы можем переосмыслить, дополнить, улучшить, исцелить окружающую среду. Где место дизайна на этом перекрестке и каковы технологические и этические последствия? Мы мысленно бросаем вызов некоторым проблемам, с которыми дизайнеры сталкиваются на пересечении между биологией и технологией, природой и культурой...

Материальная экология, в основном, направлена на поиск материалов; вещи, которые искусственно сделаны, спроектированы в контексте экологии. И есть надежда на то, что в будущем мы будем проектировать с учетом естественной экологии, чтобы все вещи были адаптированы и реагировали на естественную среду. Идея, в том, что в будущем человек не сможет разграничить или отделить естественное от искусственного».

• Neri Oxman: Material Ecology, МоМА, Нью-Йорк, с 22 февраля по 25 мая 2020.

