Автономное жилье — один из самых востребованных в будущем типов расселения. Быть наедине с природой и в виртуальном контакте со всем миром — заветная мечта поколений и настоящая роскошь современности. Дома в удаленных от цивилизации местах на лоне природы призваны обрести гармонию и очистить сознание. На отдых и саморефлексию настраивают не только живописные виды, но и лаконичные интерьеры, концепция дизайна которых — тишина.
По теме: Окно в природу: 15 предложений от архитекторов
1 Дом архитектора Татьяны Бильбао в Мексике
Подобно фантазии Гильермо дель Торо, этот дом рядом с горами в северо-восточной Мексике — иллюзия из трех частей. Он принадлежит архитектору Татьяне Бильбао и расположен в лесу, у подножия горного хребта. Los Terrenos («Земля») построен из трех отдельных объемов, его части распределены по углам идеального квадрата участка, окружая округлый по форме бассейн в центре.
Гостиная и кухня скрыты за зеркальным стеклом и практически незаметны среди деревьев. Фасад под асимметричной остроконечной крышей отражает лес. Внутри находится опен спейс, скромно оборудованная кухня, столовая и гостиная. Широкие стеклянные двери распахиваются, чтобы продолжить связь с природой, и выходят на окружающую терракотовую террасу.
Днем зеркальный фасад скрывает комнату от глаз, ночью освещение внутри делает зеркало прозрачным, открывая светящийся интерьер. Во втором кубе размещены две гостевые спальни Г-образного плана. Обе спальни имеют деревянные настилы и небольшие лестницы, в которых встроены шкафы. Рядом — терракотовые душевые. Последним, все еще строящимся зданием, будет главная спальня — в деревянном домике на сваях с потрясающим видом на верхушки деревьев.
2 Дом-библиотека в Бразилии по проекту Atelier Branco Arquitetura
Casa Biblioteca — постройка Atelier Branco Arquitetura, архитекторов из Сан-Паулу, находится в небольшом лесном городке Винхедо, между Сан-Паулу и Кампинасом. Заказчик мечтал не о традиционном доме, а о временном убежище, своего рода персональном ретрите в окружении впечатляющей коллекции книг и первозданной природы.
Участок находится на крутом склоне холма среди зарослей густого первозданного леса mata atlantica. Две литые бетонные плиты, одна — фундамент, а другая — крыша, формируют основную структуру дома. Восемь тонких бетонных колонн поддерживают эту структуру и формируют планировку интерьера.
Стеклянные стены с раскладкой рам в духе полотен позднего Пита Мондриана, отражают зеленую лесную среду. Все бытовые функции заключены в открытом пространстве без разделительных стен. Зонирование различных областей определяется разной высотой. Прямо через середину дома построена лестница, которая ведет к трем отдельным площадкам.
Абсолютно прямая крыша (20 на 10 метров) контрастирует с органическими линиями, окружающими ее. Крыша служит своего рода мощенной палубой и смотровой площадкой, доступ к которой осуществляется через небольшую лестницу. Высота крыши находится на уровне улицы, так как дом буквально встроен в склон холма.
3 Villa E в Марокко по проекту Studio KO
Карл Фурнье и Оливье Марти, Studio KO — мастера тонких, рафинированных интерьеров, где выбору материала отведена первостепенная роль. Аскетичная вилла в Атласских горах Марокко облицована красным песчаником, который был добыт и обработан здесь же. Строение напоминает традиционную берберскую крепость.
Дом расположен на вершине холма в часе езды от Марракеша. Геометрически простые объемы — практически абстрактная композиция форм, тонов и текстур. Два главных крыла дома — два пересекающихся параллелепипеда заключены в тесные объятия холма.
Архитекторы не меняют величественный ландшафт, но приспосабливаются к нему. Гостиная и столовая подобны кинотеатру, в котором экран заменен панорамными окнами, из которых открывается вид на вершину Атласского хребта — гору Тубкаль.
Рафинированный воздушный интерьер контрастирует с шероховатостью фасада, а угловатые края силуэта дома выделяются на фоне изгибов окружающих долин. В интерьере доминируют предметы европейского дизайна: например, стулья Антонио Читтерио и диван Пьеро Лиссони.
4 Дом в горах в Новой Зеландии
Дом по проекту Fearon Hay Architects окружен горными хребтами с видом на равнину Вакатипу в южных Новозеландских Альпах. Группа простых прямоугольных объемов выстроена вокруг внутреннего двора. «Мы хотели создать настоящее убежище от суровых условий альпийских гор», —рассказывают авторы. Панорамные окна заменяют стены этого дома.
Интерьеры перекликаются с черными фасадами, создавая максимальный контраст с окружением. В ненастные дни внешний периметр может быть закрыт, а внутренний открыт, чтобы была возможность входить и выходить из всех пространств дома. В хорошую погоду внешний периметр может быть открыт навстречу горным пейзажам.
Четыре смежных здания включают гостевые комнаты, кухню, обеденную зону в окружении двух гостиных, главную спальню, ванную комнату и библиотеку. Одноэтажные объемы установлены на цоколь в уровень с землей, консольные выступы нависают над наклонной местностью. Плоскости крыш создают динамичный силуэт.
5 Хижина в Швейцарских Альпах
Потрепанный деревянный домик в Швейцарских Альпах напоминает избушку ведьмы из сказки «Гензель и Гретель». Грубый внешний вид Sarreyer Cabin не производит впечатление, что внутри гостя ждет домашний уют. Швейцарский архитектор Рапен Саис (Rapin Saiz) намеренно использовал этот прием для предотвращения вторжения и поддержания уровня анонимности.
На первом этаже расположена зона отдыха с камином, кухня и столовая. Окна, прорезанные в стенах хижины подобным рамам к главным картинам в интерьере — видам на окружающие зеленые леса. Внутреннее пространство полностью отделано теплыми дубовыми панелями. Крутые деревянные лестницы ведут вниз — в ванную комнату и наверх — в спальню и детскую. Дом не поражает роскошью, но сочетает в себе все необходимое для комфортной жизни.
6 Pescetrulli
Нонконформист Гаэтано Пеше представил свое радикальное видение автономного жилья и выстроил пару игривых домиков для отдыха посреди оливковой рощи в Каровиньо, Апулия. Проект на стыке архитектуры, современного искусства и дизайна создан совместно с архитекторами Габриэле Пимпини и Козимо Кардоне из Studio Talent в 2020 году отмечает свой десятилетний юбилей, доказывая свою «устойчивость».
Два строения (розовый для нее, голубой для него) — выразительные «портреты» заказчицы, итальянской галеристки Катерины Тоньон (Caterina Tognon Arte Contemporanea) и ее мужа.
Домики, названные Pescetrulli, покрыты тонированным полиуретаном, который используется как изоляционный материал. Один из любимых материалов Гаэтано Пеше, с котором он экспериментирует с 1970-х годов, не только придает фасадам необычный рельеф и смягчает почти кубическую форму зданий, но и весьма практичен.
За счет его свойств дома почти не требуются обогревать зимой и охлаждать летом. Ванные комнаты в Pescetrulli расположены снаружи. Блоки облицованы зеркальной плиткой 15×15 см, придающей им сходство с диско-шаром. Проект призван дать человеку опыт жизни в современном архитектурном пространстве, находясь при этом на лоне природы.
7 Хижина «Мать» Хизера Пика и Ивана Морисона
Художники Хизер Пик и Иван Морисон соорудили в кембриджширском заповеднике «Мать» — так они назвали соломенную хижину, предлагающую уединенное место для размышлений. Форма и пропорции конструкции основаны на традиционном образе стога стена с коническим верхом. Для исполнения своего замысла Studio Morison наняли опытного местного ремесленника.
«Мать» — павильон, похожий на стог сена. Узкие отверстия указывают на то, что это укрытие для тех немногих путников, кто прогуливается по дикому болотистому ландшафту. «Наша скульптура предлагает пространство для размышлений, чтобы отвлечься от тревожных мыслей. Это возможность на некоторое время успокоить ум, сосредоточить внимание на простых материальных качествах работы и меняющейся природе окружающего ландшафта».
8 Коттедж архитектора в вашингтонских лесах
Команда архитекторов Olson Kundig Architects переосмыслила временную постройку 1950-х годов в штате Вашингтон и превратила ее в уютный домик для отдыха. Расположенный в часе езды от Сиэтла, в окружении старых еловых лесов, дом принадлежит одному из основателей студии Джиму Олсону. Строение в духе модернизма эволюционировало на протяжении долгих лет.
Изначально на участке располагались три отдельных жилых пространства — кухня, спальня и ванная. Для начала павильоны были соединены террасой, позднее добавили новую крышу, а в середине 2010-х появилось новое двусветное крыло, которое значительно расширило площадь — здесь оборудовали вторую кухню, ванную и главную спальню с отдельной террасой.
В отделке применили местные натуральные материалы. Изнутри и снаружи дом обшит фанерой и переработанными досками. Покоится строение на стальных опорах. Панорамное остекление продолжает тему единства интерьера и экстерьера, разрушает границу между домом и окружающей природой.
9 Дом для пожилой пары в Мексике
Архитекторы Перес Паласиос и Альфонсо де ла Конча Рохас (Alfonso de la Concha Rojas) спроектировали для пожилой пары уединенное убежище в Сан-Мигель-де-Альенде, Мексика. Casa La Quinta площадью 350 кв. метров сформирована вокруг трех внутренних дворов, каждый со своей функцией и атмосферой. Двор с бассейном и гамаком подходит для отдыха в солнечные дни, второй представляет собой гравийный пол с растущим деревом, а третий — самый маленький — является продолжением главной спальни.
По сути дом не имеет границ, а внутренние и внешние пространства взаимодействуют друг с другом. На это работают панорамные окна и раздвижные стеклянные перегородки. Здание спроектировано вокруг концепции пустот, которые выступают вертикально и горизонтально. Самая эффектная комната — двусветная гостиная-столовая.
Отделка дома поддерживает идею пересечения внутреннего и внешнего мира. Для пола выбрали камень, которым мостят улицы Сан-Мигель-де-Альенде. Традиционная штукатурка стен создает ощущение вневременности здания.
10 Частный дом с часовней в Венето Джона Поусона
Джон Поусон получил мировую репутацию выдающегося проектировщика. Его архитектура медитативна и минималистична, что бы он ни проектировал — дома, гостиницы, офисы, галереи, магазины или даже монастыри. Эстетику Поусона часто называют пространством простоты. Casa delle Bottere сочетает в себе легендарный аскетизм архитектора с полным набором современных технологий. Жилье словно врезано в пейзаж на фоне итальянских Альп.
Вдохновленный как грубой простотой местных сельскохозяйственных построек, так и палладианской чистотой пропорций, британский мастер создал в Италии гибрид современного прагматизма с классической геометрией.
Одноэтажный дом располагает большим подвалом и двором. Он построен из энергоэффективных перерабатываемых материалов. В нем — тройное остекление и установлены фотогальванические панели. Фасад дома отделан мраморными плитами, традиционным материалом в регионе Венето. Крыша имеет асимметричную форму — такую, что в результате каждая комната имеет разный наклон потолка.
Смещенный фронтон с одиночным окном смотрит на дорогу и завершает ось, которая проходит через центр дома. Крестообразный план ссылается на один из ключевых принципов архитектуры Палладио. Casa delle Bottere — упражнение в медленной архитектуре, которая уважает пространство, время и размышления, необходимые для рождения шедевра минимализма.
11 Дом по проекту PPAA
Дом по проекту PPAA построен для двух братьев-скалолазов, которые решили устраивать время от времени себе тихий отпуск в глуши к северо-западу от Мехико. Для здания площадью 90 кв. метров использован камень, добытый в близлежащем карьере.
Архитекторы PPAA описывает дом как «полностью изолированный объект в окружении природы». Этот прямоугольный каменный объем со скошенным профилем крыши и мезонином выстроен неподалеку от пруда. Архитекторы выбрали местную глину и местные пиломатериалы, которые оставили в необработанном виде.
На уровне земли две симметричные застекленные двери способствуют естественной вентиляции. Двери ведут в основное жилое пространство, в центре прямоугольной планировки. Площадь ограничена с одной стороны небольшой встроенной мини-кухней, а с другой — камином с креслами перед ним.
За камином расположена одна из спален. Спальня второго брата выстроена в мезонине, доступ к которому осуществляется через деревянную лестницу. Большая терраса удваивает площадь дома.
12 Дом-мост по проекту BIO-architects
Российский архитектор и дизайнер Иван Овчинников, BIO-architects, развивает свой инновационный проект «ДубльДом». Дом-конструктор создают на производстве в закрытом чистом цехе. А потом привозят на участок и собирают из готовых модулей без пыли и грязи, используя обычный грузовик с манипулятором. Занимает это считанные дни, после сразу можно заселяться.
Дом-мост поставлен в верховьях небольшого ручья посреди леса. Возвышаясь над водой и пышной растительностью летом, дом предоставляет достаточно места для отдыха. Он имеет традиционную двускатную крышу.
Несущая конструкция полностью изготовлена из дерева. В доме — застекленные фасады, благодаря чему в интерьерах много естественного света. Узкий интерьер включает в себя гостиную и кухню, а также две спальни с собственными ванными комнатами на первом этаже. Над кухней также есть небольшой мезонин с открытым балконом.