Самые красивые дома мира: 10 построек c 1960-х и до наших дней
8 января 2024 г.
ИНТЕРЬЕР+ДИЗАЙН подготовил серию публикаций о самых красивых домах и виллах великих архитекторов XX века. Третья часть — о постройках от 1960-х годов и до наших дней.1 Йорн Утзон, Ahm House, 1961
Один из шедевров модернизма — дом Ahm House расположен в городе Харпенден, в графстве Хартфордшир. Это единственный реализованный в Великобритании проект датского архитектора Йорна Утзона. Модернистское здание с панорамным остеклением и бетонным каркасом дополнено кирпичной кладкой, тонированным деревом и керамической плиткой. Уровень пола одноэтажного строения понижается и повышается, в зависимости от ландшафта. В 2019 году архитектурная студия Coppin Dockray провела реконструкцию Ahm House, входе которой сделала частичную перепланировку, заменила деревянные сочленения и систему освещения, обновила мебель (все элементы были восстановлены по чертежам Утзона). Во внутреннем пространстве появились предметы знаменитых дизайнеров — кресла Арне Якобсена и светильники Поула Хеннингсена.
2 Алвару Сиза, чайный дом Boa Nova, 1963
Чайный дом Boa Nova в Португалии стал одним из первых проектов Алвару Сиза. Здание построено совместно с преподавателем Фернандо Тавора, неподалеку от родного города португальского архитектора — в Матозиньюше. Место для чайного дома было выбрано на каменистой скале. В 1960-х годах архитекторы работали в тесном контакте с ландшафтом, изучая климат, приливы, окружающую флору, близлежащие дороги. Система платформ и лестниц ведет к входной зоне с низким навесом и валунами, обрамляющими вход. Панорамное остекление под низкими скатами крыш обеспечивает невероятный обзор и вид на море. В отделке использованы бетон и красное африканское дерево афизелия— это материалы впоследствии будет повсеместно встречаться в работах архитектора.
3 Ричард Мейер, дом семьи Смит, 1967
Один из ранних проектов американского архитектора Ричарда Майера — Smith House в Коннектикуте был завершен 1967 году. Незадолго до этого Мейер покинул бюро Марселя Бройера и открыл собственную практику. Заказчики, Фред и Кэрол Смит, искали для себя молодого архитектора, который мог бы посвятить все свое время этому проекту. Вытянутая по вертикали архитектура включила строгие геометричные формы, панорамные окна и кипенно-белый цвет — именно эти элементы впоследствии станут фирменными узнаваемыми приемами Мейера.
По теме: Белые здания: 15 проектов
4 Дом Фрэнка Гери, 1978—1979
Собственный дом Фрэнка Гери в Санта-Монике, Калифорния стал подлинным символом деконструктивизма. Перестроенная до неузнаваемости из типичного калифорнийского бунгало, резиденция производит впечатление незавершенности и нестабильности. По мере роста семьи строение обрастало дисгармоничными объемами из стекла, металлических реек и стеклопластика. «Если мне нужно было сделать новое окно, я шел и прорубал его», — говорил Гери. Дом с окнами неправильной формы, обнажившейся проводкой, нетрадиционными для региона материалами был настоящим бельмом на глазу у соседей — владельцев респектабельных вилл. Горожане боялись снижения цен на недвижимость в районе из-за странного дома и даже хотели судиться с Гери.
5 Марсель Бройер, вилла в Нормандии, 1972
Спроектированная Марселем Бройером в Нормандии вилла — одновременно памятник архитектуры и великолепное жилье. Владельцы участка в провинции Кальвадос, мадам Сайер и ее муж — поклонники архитектуры модернизма. В плане вилла Сайер очень ясная, в основе ее четкий прямоугольник. Здание просматривается насквозь, поскольку все внутренние перегородки и встроенные шкафы не доходят до потолка. Архитектурное достижение — криволинейная кровля, опирающаяся на три мощных граненых пилона. В числе инноваций Бройера — концепция двухъядерного дома: в ее основе идея разделения «шумных» и «тихих» помещений, то есть гостиные, столовая, кухня располагаются в одном объеме, а спальные комнаты — в другом. В июне 2005 года дом был зачислен в список исторических памятников Франции.
По теме: Вилла Марселя Бройера в Нормандии
По теме: Вилла Марселя Бройера в Нормандии
6 Луис Барраган, Casa Gilardi, 1976
Знаменитая постройка Луиса Баррагана Casa Gilardi — культовый модернистский дом в Мехико, спроектированный для Панчо Жиларди и Мартина Луке, владельцев рекламного агентства. Архитектор расположил дом Жиларди вокруг старого дерева жакаранды, которое росло посреди участка. Внутренний двор отделяет основную часть от приватной зоны. Как и во многих проектах архитектора, цвет играет тут важную роль. Смелые оттенки основаны на сочной живописи Хесуса Рейса Феррейры: чтобы они не потускнели, их необходимо обновлять через каждые несколько лет.
По теме: Танец и архитектура Луиса Баррагана
«Любое произведение архитектуры, которое не выражает спокойствие, является ошибкой», —
Луис Барраган
7 Рем Колхас, вилла в Бордо, 1998
Резиденция была построена для Жана-Франсуа Лемуан. В результате автокатастрофы хозяин дома был параллизован ниже пояса, поэтому Рем Колхас и его бюро OMA повторно пересмотрели проект дома. Вилла должна была соответствовать особенностям образа жизни и быть комфортной для всей семьи. Ее простая форма подразумевает сложные конструктивные решения и непростую организацию интерьера. Три объема наложены друг на друга, каждый из них имеет уникальные характеристики. Нижний этаж врезан в холм, он воспринимается как бетонное основание и открывает панорамную стену во внутренний двор. Средний объем представляет собой полностью остекленную гостиную. Третий этаж нависает консолью над террасой второго этажа. Здесь оборудован приватный блок — хозяйская спальня и детские. Стены прорезаны окнами-иллюминаторами. Все три этажа объединены лифтом-платформой. В настоящее время в доме живут Бенджамин Полен, сын легендарного Пьера Полена, и его жена Алиса Лемуан. О доме Лемуанов снят замечательный фильм Koolhaas Houselife.
По теме: Наследие Пьера Полена: из истории семейного бренда
8 Тадао Андо, Casa Monterrey, 2011
Уединенная резиденция в городе Монтеррей, Мексика была построена в 2011 году для одной семьи, пожелавшей максимально отгородиться от внешнего мира. Тадао Андо вписал дом в скалистый ландшафт национального парка Кумбрес-де-Монтеррей. Архитектор выстроил объемы разной формы и высоты в виде зигзагообразного лабиринта. Пространство трехэтажного здания разворачивается вокруг двусветной библиотеки, которая также служит буфером между двумя крыльями дома — приватным и общественным. В центре резиденции расположены столовая, гостиная, винный погреб и спортзал. Одно из крыльев дома представляет собой входную зону, гараж, гостевую спальню и технические помещения. Приватный блок включает спальни и ванные комнаты с собственным внутренним двором, выходящим на террасу возле «бесконечного» бассейна. Одна из его бетонных стен имеет прямоугольный вырез — архитектура буквально становится рамой для живописного вида на Серро-де-лас-Митрас.
9 Джон Поусон, Casa delle Bottere, 2014
Архитектура Джона Поусона медитативна, его эстетику часто называют пространством простоты. Casa delle Bottere — упражнение в медленной архитектуре, которая уважает пространство, время и размышления, необходимые для рождения шедевра минимализма. Casa delle Bottere сочетает в себе легендарный аскетизм архитектора с полным набором современных технологий. Жилье словно врезано в пейзаж на фоне итальянских Альп. Фасад дома отделан мраморными плитами, традиционным материалом в регионе Венето. Крыша имеет асимметричную форму — такую, что в результате каждая комната имеет разный наклон потолка. В ванных комнатах есть световые фонари, все парадные комнаты имеют двойной свет, а искусственное освещение в них скрыто. Крестообразный план ссылается на один из ключевых принципов архитектуры Палладио.
По теме: Casa delle Bottere Джона Поусона
10 Татьяна Бильбао, Los Terrenos, 2016
Дом архитектора Татьяны Бильбао в горах северо-восточной Мексики построен из трех отдельных объемов, его части распределены по углам идеального квадрата участка, окружая округлый по форме бассейн в центре. Подобно фантазии Гильермо дель Торо, этот дом — иллюзия. Резиденция скрыта за зеркальным стеклом и практически незаметна среди деревьев: фасад под асимметричной остроконечной крышей отражает лес. Гостиная и кухня скрыты за зеркальным стеклом и практически незаметны среди деревьев. Фасад под асимметричной остроконечной крышей отражает лес. Широкие стеклянные двери распахиваются, чтобы продолжить связь с природой, и выходят на окружающую терракотовую террасу...