5 фантастических церквей Имре Маковеца
15 мая 2020 г.
Публикация подготовлена в рамках Года венгерского дизайна, инициативы Венгерского культурного центра в Москве.Имре Маковец (20.11.1935 – 27.09.2011), один из самых известных венгерских архитекторов, создал удивительный стиль органической архитектуры. Этот стиль был основан на плодотворном союзе двух венгерских архитектурных традиций: городской и народной. Он спроектировал такие здания, которые примирили урбанизм с сельским хозяйством, а народную традицию Трансильвании с новейшими принципами строительства, вдохновленными Фрэнком Ллойдом Райтом и Брюсом Гоффом.
Маковец был истовым последователем антропософии Рудольфа Штайнера — и, как следствие, значительную часть времени посвящал культовой архитектуре: церквям. Церковь в его понимании была местом духовного развития человека, однако место это он воспринимал в символическом ключе. На стыке его фантастических архитектурных теорий родились невероятные здания, которые являются сейчас достоянием мирового архитектурного фонда.
Первая зарубежная выставка архитектора прошла в Финляндии. Он был сразу замечен и удостоен нескольких международных наград. Он был избран почетным членом Американским институтом архитекторов и Королевским институтом британских архитекторов. Среди его наград — Большая медаль Французской академии архитектуры. Вместе с другими художниками он основал Венгерскую академию искусств: сначала, в 1992 году, она называлась Ассоциацией. Позже, в 2011 году, MMA стал государственной организацией. Первая англоязычная монография Эдвина Хиткота под названием «Imre Makovecz: Крылья души» была опубликована в 1997 году.
По теме: Венгерский дизайн: 5 брендов
Маковец при постройке церквей руководствовался теми же принципами, что и при возведении других общественных зданий: «На самом деле имеют значение люди, которые будут пользоваться зданием. Независимо от того, принимают ли они участие в строительстве или нет, важны прежде всего энергия сообщества, внимание людей, их ум, их надежда, их вера — если они сильны, они проникнут в здание. Только в этом случае здание начнет действовать».
Церковь Святого Духа/Church of the Holy Spirit), Пакш, 1987-1991
Эта церковь известна больше как «церковь Маковеца», однако ее официальное название «Церковь святого Духа». Ее можно увидеть издалека почти с любой точки города. Сначала — колокольню церкви: это самая высокая точка церкви высотой 34 метра. На главной вершине колокольни ясно различается символ креста, на двух других вершинах расположены золотое солнце и серебряная луна. Любопытно, что церковь была построена не на вершине холма, а чуть ниже.
В 1987 году по заказу римско-католической церкви началось планирование нового здания. В 1988 году заложили первый камень, а в июне 1990 года ее уже освятили. Площадь постройки составила 361 кв.м, она вмещала 300 человек. Эта маленькая по сути церковь выглядит очень монументально, как и многие постройки Маковеца. Со всех ее сторон открываются восхитительные пейзажи. Неф церкви окружен землей, благодаря чему создается впечатление, будто здание из нее буквально выросло. Если смотреть на неф снаружи, церковь напомнит перевернутую лодку, а задняя сторона здания выглядит как лицо с гигантскими глазами.
Лютеранская церковь в Шиофоке, 1986
Фасад этой лютеранской церкви в Шиофоке напоминает птицу с большими глазами, по бокам которых распростерты крылья. Маковец воплотил в этом решении как маску Бога или древнего кельтского воина. Другой важный для творчества архитектора мотив, который можно увидеть в этом здании — это древо жизни. Оно появляется под крестом на вершине шпиля церкви. Церковь была построена преимущественно из дерева.
Церковь в Cазхаломбатте/Százhalombatta, 1995
Подобно церкви в Шиофоке церковь в Сазхаломбатта состоит из купола, поддерживаемого древовидными колоннами. На фасаде мы снова видим мотив крыла, который у Маковеца встречается очень часто. Вверху церкви есть круглое отверстие, напоминающее венгерскую юртовую архитектуру. В фольклорной традиции считалось, что через эти отверстия будут летать духи шаманов. Фирменное покрытие темной черепицей почти всех объемов церкви чрезвычайно узнаваемо: оно отсылает к фольклорным традициям.
Католическая церковь Millenium, Меркуря-Чук, 2001
Эта церковь, созданная по эскиза Маковеца, стоит особняком в его наследии. Здесь заметно, как в позднем периоде своего творчества все больше тяготеет к ясной выраженной геометрии и одинаковым повторяемым симметричным объемам, в отличие от «луковичных» и купольных структур раннего творчества. Дерево уступает место камню. Архитектура становится не такой пластичной, а симметрия приходит на смену асимметричным постройкам.
Экуменическая церковь в Девечере
«Эта церковь — своеобразный пик моей архитектурной карьеры, — признавался сам Маковец, — в ней есть все элементы, когда-либо найденные мной. И вместе с тем здесь много детского, сюрреалистического. Пространство внутри церкви строгое и геометричное, но послание этой архитектуры сильное и определенное». Сейчас вокруг церкви расположилось эко-поселение и парк, названный в честь архитектора.
Публикация подготовлена в рамках совместной программы ИНТЕРЬЕР+ДИЗАЙН с Венгерским культурным центром в РФ. Материалы на сайте interior.ru объединены хэштегом #венгерский дизайн.
«В марте этого года Венгерский культурный центр в Москве присвоил Александре Саньковой, директору Московского музея дизайна, статус Посла венгерской культуры в России на 2020 год, — говорит Анита Хедьи, директор Венгерского культурного центра. — В рамках сотрудничества Венгерского культурного центра, Московского музея дизайна и ИНТЕРЬЕР+ДИЗАЙН в течение 2020 года на сайте выходят статьи, интервью и видеоматериалы о выдающихся венгерских дизайнерах прошлого и настоящего. Вы сможете познакомиться с главными архитекторами Будапешта, с современной венгерской модой, анимацией, плакатным, графическим и промышленным дизайном. Следите за нашими новостями!»