В Хрустальном дворце Мадрида, который является частью музейного комплекса Рейна София, открылась выставка косовского художника Петрита Халилая (Petrit Halilaj, р. 1986). Инсталляция с длинным поэтичным названием «Ворону и ураганам, которые из неизвестных мест возвращают запахи влюбленных людей» представляет собой огромные цветы, установленные по всему дворцу — одной из самых красивых построек мадридского парка Ретиро.
По теме: Городская скульптура: памятник чернокожей женщине в Восточном Лондоне
Это первая персональная выставка художника в Испании — и первое шоу, открытое Музеем Рейны Софии с момента его закрытия в период пандемии: весной монтаж инсталляции был остановлен. Халилай использует самые разные образы для изучения характерных для своего творчества тем: дом, нация, любовь и культурная самобытность.
Художник превратил Хрустальный дворец в гигантское гнездо, в котором интерьер и экстерьер объединяются. Посетители могут увидеть, как внутрь влетают птицы, для которых по всему пространству были установлены кормушки и гнезда, чтобы привлечь их стать участниками этого произведения искусства. Халилай часто работает с темой птиц: для него они символизируют нарушение границ, установленных современной мыслью между субъектом и объектом, культурой и природой.
Для архитектурной части своей инсталляции художник черпал вдохновение в необычном брачном ритуале ухаживания, существующем у птиц: они создают из веток сложные конструкции и украшают их разноцветными предметами для привлечения партнера. Большие цветы, которые украшают гнездо, сделаны из тонкого стального каркаса и расписанного холста: их Халилай расписывал с художником Альваро Урбано. «Форзиция, пальмы, вишня, мак, гвоздика и лилия — я хотел представить Хрустальный дворец как место, где живет любовь».
В инсталляции появляется метафорическая фигура белого ворона, держащего в своих руках ветку: она говорит об условностях человеческой жизни и частой невозможности выразить чувства на публике из-за их истолкования как слабости. Для художника мотив белого ворона также предполагает нынешние изменения в обществе: в том, как разнообразны оказываются реакции на радикальные изменения в понятии семьи, любви и гендера. Быть «белой вороной» для художника почти естественно, подчеркивает Халилай.