Автопортрет Ли Миллер в ванне Гитлера разошелся по миру после первой публикации в 1945. Однако творчество этого выдающегося фотографа гораздо более многогранно. Ее фото репортажи из районов военных действий контрастируют с разворотами в модном глянце. Оба визуальных мира объединяет сюрреалистический взгляд художника.
По теме: Paris Photo 2018: женщинам о женщинах
Вместе с Ли Миллер Museum fürGestaltung Zürich представляет необычного фотографа, который сосредоточился на сложных вопросах в мире, где доминируют мужчины. Монографическую выставку куратор Карин Жимми разделила на различные творческие периоды — всего на ней представлено около 200 фотографий. Все фотоснимки происходят из частного поместья Ли Миллер в Восточном Сассексе, Великобритания. Архив был обнаружен на чердаке в 1977 году после ее смерти и систематизирован в 1982 году.
Элизабет «Ли» Миллер (1907– 1977) была выдающейся и целеустремленной современной женщиной. Даже с сегодняшней точки зрения ее карьера исключительна; некоторые эпизоды даже кажутся киноновеллами. В Нью-Йорке 1920-х дочь фотографа-любителя сначала интересовалась сценическим дизайном, прежде чем случайно в возрасте 19 лет столкнуться с издателем легендарного Vogue. С модной короткой стрижкой она вскоре украсила обложку американского Vogue и стала моделью для самых известных фотографов XX века.
В 1929 году Ли Миллер эмигрировала в Европу, где переключилась на камеру и присоединилась к авангардной парижской арт-сцене. Она специально искала контакта с фотографом и художником Ман Рэем, под руководством которого Ли быстро переросла свою первоначальную роль ассистента и музы. Через сюрреализм, Ли Миллер разработала визуальный язык, который соответствовал ее взгляду на мир. Провокационные перспективы и сюжеты переросли в яркий художественный стиль.
В начале 1930-х Ли Миллер покинула свою парижскую студию, чтобы открыть успешную студию в Нью-Йорке. Вскоре она переезжает в Каир после замужества с египетским бизнесменом. Вторая мировая война застала Миллер в Лондоне с новым партнером, сюрреалистом Роландом Пенроузом. Она снимала моду для британского Vogue, а также делала репортажи. Не менее острыми и остроумными были ее статьи для британских и американских изданий. В 1942 году Миллер официально аккредитовали в качестве военного корреспондента армии США и начиная с 1944 года, она следовала за войсками союзников из Нормандии через Париж в Германию.
Запоминающиеся репортажи о войне для Vogue сделали Миллера одним из самых известных фотожурналистов века. Она создала уникальные и пронзительные кадры концентрационных лагерей Дахау и Бухенвальд, сразу после освобождения и их узников. Некоторые ее картины кажутся абсурдными, но они показывают ужасы войны без цензуры.
Как только война закончилась, она вернулась в Англию и перестала работать фотографом. Порой она снимала портреты друзей и гостей, которых Миллер и Пенроуз принимали в 1950-х в своем поместье в Сассексе. Но пенсионером не стала. В следующие два десятилетия Миллер открыла в себе талант блестящего шеф-повара: она организовывали кулинарные мероприятия и писала оригинальные рецепты.
• Lee Miller – une photographe entre guerre et glamour, Museum fürGestaltung Zürich, Цюрих, с 27 августа 2020.