В Еврейском музее и центре толерантности в Москве показывают полотна Герхарда Рихтера. На первой масштабной персональной выставке художника в России представлены произведения, иллюстрирующие важные этапы творчества мастера и разнообразие техник: Gray (1973), Aladin (1999), коллекция «Абстрактной живописи» (2016). Центром экспозиции является инсталляция «Биркенау» (2014) — серия из четырех широкоформатных полотен, написанных под впечатлением от фотографий, снятых узником концентрационного лагеря в августе 1944 года. По мнению художника, любая попытка реалистично показать крупнейшую трагедию в истории человечества будет выглядеть жалко; картины из серии«Биркенау» далеки от фотооригинала, а эмоциональное воздействие от снимков в них передано языком беспредметной живописи.
«У меня нет причин не доверять реальности, о ней я почти ничего не знаю. Я не доверяю изображению, которое транслируют нам наши несовершенные и ограниченные чувства»
В инсталляцию также входят четыре полноразмерные фотографии-оригиналы и 93 детали этих снимков. Данное произведение, в котором ярко прослеживается тема реплицирования образа в нашем восприятии, эксперты относят к наиболее значимым произведениям искусства последних лет. Рихтер родился в Дрездене, но вскоре после возведения Берлинской стены перебрался в Западную Германию. В его творчестве много стилистических периодов, но все оно развивалось как смена видения, череда оптических экспериментов, переходящих в этические высказывания. Среди широкой публики и коллекционеров Рихтер знаменит своими полосатыми работами и очень характерными абстракциями: на живописный слой накатан валиком еще один слой краски.
Выставка «Абстракции и образ» продлится до 15 февраля 2017 года.