Музей «Новый Иерусалим» завершает 2020 год — год своего 100-летнего юбилея масштабным проектом. Выставка «Младшие Брейгели и их эпоха. Нидерландская живопись золотого века из коллекции Валерии и Константина Мауергауз» представляет одно из крупнейших частных собраний в России. На площади 650 кв. метров размещены 70 работ, большая часть из которых будут показаны российской публике впервые.
По теме: Год Брейгеля в Бельгии
Главными героями выставки стали: Питер Брейгель Младший, прозванный Адским, и Ян Брейгель Старший, известный как Бархатный, а также внук, Ян Брейгель Младший. «Феномен Брейгелей», как зарубежные специалисты обычно называют это явление в художественной жизни Фландрии, не перестает вызывать живой интерес искусствоведов и широкого круга зрителей. Произведений основателя династии, Питера Брейгеля Старшего, с именем которого связывают расцвет голландской живописи, в России нет, и на рынке их можно встретить крайне редко.
Художникам фламандской и голландской школы конца XVI–XVIII веков коллекционеры уделяют особенное внимание. В течение 20 лет Константин Мауергауз приобретал эти произведения на аукционах и в частных галереях. Его коллекция продолжает активно пополняться до сих пор. В 2015-м году важная ее часть — 29 произведений — была показана на выставке в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.
В центре выставки — произведения Питера Брейгеля Младшего (1564–1638), сына и последователя Питера Брейгеля Старшего. Он был прекрасным копиистом отцовских творений, благодаря чему мы имеем представление о многих работах его отца, оригиналы которых утрачены. Иной творческий путь прошел второй сын Питера Брейгеля Старшего — Ян Брейгель Старший (1568–1625).
Художник создавал мифологические, пейзажные и натюрмортные композиции, применяя при этом особую, тонкую манеру письма. Сравнительно небольшое количество работ Яна Брейгеля Старшего дополнят картины его сына, ученика и наследника мастерской — Яна Брейгеля Младшего (1601–1678). Их мастерская была одним из самых популярных художественных производств в Антверпене, оказавшим большое влияние на фламандскую школу живописи XVII века.
«Брейгелевский» раздел экспозиции завершает серия из четырех анималистических сцен по мотивам басен Эзопа, выполненная в 1672 году на маленьких медных пластинах Яном ван Кесселем Старшим, а также его крошечные штудии растений, насекомых и морских гадов. Предмет особенной гордости коллекции — произведения фламандских и голландских натюрмортистов, которые стали предметом повышенного интереса в XX веке.
«Тематическая выставка составлена из первоклассных картин, хранящихся в труднодоступном для широкого зрителя частном собрании, — говорит куратор выставки Вадим Садков. — Она превосходно характеризует весь спектр и индивидуальные особенности внутреннего развития и последующей трансформации брейгелевской традиции в живописи Фландрии и Голландии XVII века.
Сегодня как одну из самых печальных страниц в истории отечественной культуры принято вспоминать массовые распродажи художественных ценностей в 1930-х . В результате подавляющее большинство шедевров, оказалось в музеях США, Португалии и Нидерландов. Сейчас этот процесс стал на наших глазах обретать ярко выраженную обратную направленность».
• «Младшие Брейгели и их эпоха. Нидерландская живопись золотого века из коллекции Валерии и Константина Мауергауз», Музей «Новый Иерусалим», 24 декабря 2020 –11 апреля 2021.